Больше рецензий

22 июля 2019 г. 13:26

1K

3 В этом городе все сумасшедшие

Что такого в нашем нелюбящем веке, что заставило нас подумать, что мы, какими бы мы ни были, – люди в высшей степени достойные любви? Почему мы думаем, что каждый, кто не полюбил нас, – существо в некотором роде ущербное, убогое, не выполняющее свои функции? Еще хуже, если они променяли нас на Бога, рыдающую Мадонну или лик Христа в булочке чиабатта, – тогда мы называем их сумасшедшими. Выпавшими из жизни. Отсталыми. Мы так уверены в том, что мы хорошие, и в том, что наша любовь – великое счастье, что мы не в силах предположить наличие предмета, более достойного любви и преклонения, чем мы сами. Поздравительные открытки настойчиво уверяют нас в том, что каждый человек заслуживает любви. Нет, не каждый. Каждый человек заслуживает чистой питьевой воды. Но не все мы всегда заслуживаем любви.

У Зэди Смит в "Белых зубах" есть третьестепенный персонаж, которого, несмотря на то, что он признан как лидер мнений, умнейший человек и прекрасный оратор, очень тяжело и неинтересно слушать. Со своим фирменным юмором Смит отмечает его утомляющую манеру произносить три слова, когда можно обойтись одним, избегать конкретики и использовать многочисленные самоповторы и тавтологию. Тут ирония автора выходит уже на новый уровень, поскольку сама она пишет подобным же мало увлекающим и рассеивающим какие-либо интересные мысли, возникающие при прочтении, стилем. Хотя суть написанного, возможно, проста, понятна, и не так тривиальна (все это видно из приведенного выше фрагмента).

Первой книгой, прочтенной мной у З. Смит была "О красоте", а начинать, наверное, стоило с этой. Поскольку они похожи, как сестры (но "О красоте" показалась мне не такой утомительной, читалась легче и даже весьма понравилась), и теперь мне нелегко разобраться, что одна переняла у второй. Это и манера подачи, и присущий автору колкий юмор, и набор героев - и в том, и в другом романе появляются:
1. невыразимо красивая черная девушка,
2. толстая и неуверенная в себе черная девушка,
4. толстая жена, которой изменяют,
5. белый рохля средних лет, влюбленный в п.1,
6. невыразимо красивый парень неевропейской внешности,
7. юный неевропеец, связывающийся с нехорошей уличной компанией...
Продолжать этот список можно и дальше. Иногда один герой объединяет две эти ипостаси, иногда они перетекают в нем одна в другую последовательно. Но неизменно одно - все герои очень странные. Аналогичный список можно составить и говоря о темах, поднимаемых в книгах - проблемы эмиграции и отношений отцов и детей, отношений супругов, язвы века, будь то генная инженерия или политкорректность, и т.д., и т.п. И подход к этим темам, в общем, не разнится.

После первой прочтенной мной у Зэди Смит книги мне хотелось прочесть еще. Теперь же я сомневаюсь - прочтя одну, не прочла ли я всю Зэди Смит?