Больше рецензий

17 июля 2019 г. 17:16

3K

1 Никогда не верьте отзывам и подборкам книг

Говорят, что краткость - сестра таланта. Как приятно читать книги, где мысль автора содержит много смысла, в том числе глубинного, а его постижению ничего не мешает. Как приятно видеть в книгах утонченные диалоги, в ходе которых раскрываются умные мысли и характер героев. Как приятно следить за интересным и увлекательным сюжетом, когда автор держит тебя в напряжении, где по всем законам композиции, литературного языка и искусства, он создаёт не просто книгу - а художественное произведение искусства.

Но в данной книге ничего этого нет. Кто-то видит здесь оригинальность, талант, искусство. Я не вижу ничего. О чём оно? Если оно о Мельмоте Скитальце, тогда зачем разбавлять его сотнями ненужных слов, тем, историй, которые никак не отражают психологии характера главного героя и не отвечают на главные вопросы читателя? Я открываю книгу о Мельмоте, и должен ждать 500 страниц, пока что-то с ним связанное будет описано в должной мере. Причем то, что начнёт там раскрываться, на этой 500-ой странице, будет мало связано по логике и психологии со всем тем, что сообщалось мне в самом начале. Ощущение такое, что автор уже и сам забыл, что он там писал в начале и как представлял себе героя. Такое можно встретить в бездарных и некачественных произведениях, но здесь это выдается как образец какой-то высокой мысли и пример для подражания. Неужели читатель не видит здесь фальши и обмана?

Лев Николаевич Толстой, написав "Войну и Мир" сказал, что никогда больше не будет писать такой "муры" в будущем. Он понял, что для создания талантливого и интересного художественного произведения совсем не обязательно разбавлять его тысячами ненужных слов и сюжетов. В данной книге мы видим, что автор занимается исключительно только этим. Возможно, заниматься этим его вынудила жизнь, у меня нет об этом сведений. Иногда писателю нужно просто увеличить объём своего произведения, чтобы заработать, и он начинает расширять его за счет включенных цитат или ненужных по смыслу историй, диалогов, текстов, слов. Ощущение что Чарльз Мэтьюрин занимается здесь именно этим.

Каков характер племянника Джона Мэльмота? Мы так и не смогли узнать. Автор не посчитал нужным раскрыть его, также как и дядюшки, также как и многих других. Вместо этого мы узнали в подробностях всю жизнь испанца Алонсо Монсада, который имеет к Скитальцу Мельмоту отношение не большее, чем Стентон или дядюшка Джона. Почему бы тогда не раскрыть их историю, жизнь и характер во всей их подробности. Зачем вообще тратить время на истории героев, которые не нужны по смыслу и логике в этой книге, ведь главным из них всех является Мельмот Скиталец? Если они нужны косвенно, тогда зачем давать на их описание треть или четверть объёма книги? Это безумие, удивительно, что люди не замечают этого и пишут свои дифирамбы.

Мы читаем в начале романа просьбу старого дядюшки сжечь рукопись и уничтожить портрет Скитальца. Это держит нас в напряжении, мы желаем узнать тайну, почему герою так необходимо сделать это. Но вместо того, чтобы приоткрыть нам хоть немного завесу над этой тайной, автор уводит нас в сторону совершенно ненужными и неуместными в данном контексте историями, рассказанными с такой подробностью, с какой не рассказывается о самом главном.

Джон спрашивает испанца о Мельмоте, и тот рассказывает ему сказки Шехерезады, в которых о Мельмоте не говорится почти ни слова. Будь на месте Джона любой нормальный человек, он задал бы один простой вопрос уже через час своей с ним беседы: дорогой Алонсо, а причем здесь Мельмот? И тогда всей этой истории на 200 страниц просто бы не было, потому что в действительности она не отвечает на вопрос Джона, а просто растягивает своим присутствием объём книги. Всё это выглядит абсолютно неправдоподобно, хочется сказать: "НЕ ВЕРЮ!" Человек оказался в гостях у помещика, и на заданный ему вопрос рассказывает совершенно не о предмете спрашиваемого, а просто свою жизнь, как будто ему нужно высказаться, выплакать другому своё горе. Причем в таком количестве слов и подробностей, что всё это кажется абсолютно искусственным, неправдоподобным, фальшивым.

На примере этой книги мы видим как автор не бережет наше внимание, внимание своего читателя. Ему совершенно не важно - что писать, ему нужно просто что-то писать, растягивая своё произведение. Нечто подобное я встречал в книгах Федора Достоевского. Разумеется, есть аудитория, которой, видимо, такая болтовня и пустословие не по теме сюжета очень нравятся. Если бы кухарка в доме Мельмота решила бы вдруг рассказать во всех подробностях историю своей деревенской жизни, только на том основании, что она один раз она встретилась лицом к лицу с главной загадкой романа, Мельмотом Скитальцем, то автор, по всей вероятности, счёл бы нужным включить и этот рассказ в роман, страниц этак на 300, не думая о том, как читатель впоследствии будет воспринимать его произведение. А почему бы не рассказать историю других помещиков, босоногого мальчика...

В романе Чарльза Мэтьюрина нет ни качественной завязки сюжета, ни детальной проработки персонажей (за исключением лишь испанца Алонсо, прототипом которого, по всей вероятности, нужно считать самого автора), все эти герои выглядят искусственными и придуманными. Почитайте прекрасный роман Джонатана Свифта, вышедший чуть ли не на сотню лет ранее романа Чарльза, и, несомненно, оказавший на этого писателя своё влияние, и вы получите гораздо больше удовольствия. Даже книгу М.Корелли "Скорбь Сатаны" читать гораздо интереснее, хотя бы просто потому, что она правдиво, натуралистично описывает жизнь героев. У неё нет таких проблем с сюжетом и композицией романа, а слова Лючио Риманца, в отличие от Мельмота в книге Мэтьюрина, во многих местах полны глубокого смысла и философии. Выше всех, безусловно, поднялся Михаил Булгаков, чей роман, на мой взгляд, является глубокой эзотерической притчей в духе сакральных восточных афоризмов, где за недосказанностью слов, в тени основного сюжета, скрывается глубокая тайна мироздания, восполнить которую внутри себя может лишь тот, кто сам к ней приблизился.

После прочтения такой объёмной книги как Мельмот Скиталец, которая, как справедливо было замечено другими читателями, своим видом и формой свидетельствует лишь о графомании автора, остаётся ощущение, что тебя обманули, что всё время, которое ты потратил на общение с ней, пытаясь узнать что-то интересное, ты потратил впустую. Для меня удивительно, что такое количество людей считает его шедевром...

Комментарии


Здесь, вопрос субъективного и личного восприятия, безусловно. Посему спорить нет смысла, пожалуй. Однако же, позволю себе не согласиться с Вами). Всё зависит от ожиданий и изначального восприятия названия и темы. Книга, на самом деле, очень емко передает суть человека, его страстей, искушений и последствий выбора. В ней суть - не в главном герое, хотя он тенью нависает над всеми, как рок, или совесть, или выявитель внутренней тьмы каждого из нас.. Можно долго спорить о том, насколько автор "захватывающе" преподнес этот пирог, но в данной книге, на мой взгляд, смысл заложен совсем иной. Даже спустя 200 лет человечество по своей сути не изменилось и не сделало выводов. Очень хорошо описано и мракобесие, и двойственность стандартов, и бессмысленность жертв бесчисленных войн... Автор скорее пытался мистицизмом прикрыть (но и обличить! как бы ни противоречиво это выглядело) более глубокие проблемы общества, его абсурдные стороны, суеверия, суждения и двуличие. Истинность любви, ее жертвенность с одной стороны и эгоизм - с другой. Всего лишь мое скромное мнение). И все же, книга стоит того, чтобы быть прочитанной.