Больше рецензий

17 июля 2019 г. 13:35

308

3 Стихи, политика и женщины

Долгих полгода я начинала и бросала эту книгу, снова возобновляла чтение и опять переключалась на что-то другое. Я не могу сказать, что она неинтересная – вовсе нет – но уж слишком подробная вышла биография с бесконечными цитатами из писем и дневников, вставками из стихотворений, описанием всяких политических перипетий Франции XIX века (последнее меня вообще не интересовало, т.к. о том периоде истории я мало что знаю, и он мало меня привлекает). Но в любом случае личность Гюго открылась мне с новой, очень неоднозначной стороны. Что я знала о нем раньше? Что это автор «Собора Парижской богоматери», «Отверженных», «Рюи Блаза», «Человека, который смеется», и в общем-то все. Что я знаю о нем теперь? Что Гюго, в первую очередь, поэт и уже потом прозаик и драматург, что его пьеса «Король забавляется» легла в основу оперы «Риголетто», что он был пэром Франции и принимал активное участие в политической жизни своей страны, что он был великим уже при жизни, что он жил в изгнании много лет, что у него было отменное здоровье, ворох юных любовниц (даже в преклонном возрасте), необыкновенная Жюльетта Друэ, и жизнь, полная сильнейших эмоциональных потрясений. Шутка ли, он пережил всех: жену, двух сыновей, дочь и зятя, трагически погибших молодыми, дочь Жюльетты, саму Жюльетту. И только еще одна его дочь Адель пережила отца, но пережила его в сумасшедшем доме. Сам же он умер от воспаления легких в возрасте уже за восемьдесят, и до последнего имел различные адъюльтеры с юными особами. Вот уж поистине престарелый фавн… Так или иначе, но Гюго – это феномен, сочетание гениальности, творческой плодовитости, порядочности и порока, эгоизма, какой-то паталогической любви (любви ли?) к женщинам. Но больше всего меня удивила Джюльетта Друэ. Поистине фантастичная и фанатичная преданность, любовь, похожая на болезнь. Чего она только с ним не испытала! Как безобразно он с ней временами обращался! Все вынесла, все вытерпела и до последнего была рядом. Потрясающая женщина с чистой благородной душой, но одновременно с восхищением чувствуешь к ней жалость и даже сомневаешься в ее адекватности.
Короче говоря, Моруа написал довольно объективную биографию Гюго: не приукрашивая натуры своего героя, тем не менее, он отдает должное таланту писателя и как бы пытается его немножко оправдать. «Что позволено Юпитеру…» красной линией сквозит через текст. Но выводы все равно делать читателю, потому для меня Гюго-писатель - великое явление мировой литературы, а Гюго-мужчина - редкостный козел.