Больше рецензий

Olga_June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 июля 2019 г. 07:59

1K

3.5

С засученными рукавами человек должен жить!

Обычно, когда после фильма читаешь книгу, по которой он снят, книга кажется глубже и интереснее. В случае с «Журбиными» я даже не знаю, в чью пользу сравнение, потому что этот советский производственный роман откровенно сухой. Что в фильме, что в тексте эмоции какие-то однобокие, если вообще показаны. Сейчас попробую объясниться.

Старшее поколение, включающее деда Матвея, Илью Матвеевича и мастера Басманова, выступает носителем мудрости всех мастей. Если дедушка смотрится в этой роли более-менее органично, так как он и не должен фонтанировать эмоциями, зато производит много умных мыслей и даже затрагивает сферу чувств (например, в рассказе о покойной жене), то от разглагольствований его сына с души воротит: громко, трескуче, безапелляционно. Возможно, человечности деду Матвею и Александру Басманову придают их биографии, частично раскрытые в книгах: как они тяжело воевали, какие потери пережили, как восстанавливали завод из разрухи. Однако никакие военные и рабочие подвиги не компенсируют вздорного характера Ильи Журбина, как по мне. Кроме того, в семье героя нет никаких внятных примеров выражения супружеских чувств, только рабочие разговоры, идеология, подчинение, гордость или гнев.

Образы сыновей удались по-разному. Виктор больше раскрыт через свою изобретательскую работу, которой в фильме, как выяснилось, уделено не так-то много внимания, как в романе. Его рабочая сторона затмевает почти все, хотя с ним связаны целых две любовные линии: уход жены, Лидии, из семьи и влюбленность молодого специалиста Зинаиды. Лидии, как мне кажется, повезло вырваться от Журбиных в человеческую жизнь. А Зинаида, похоже, достаточно фанатична, чтобы вписаться в семью потомственных кораблестроителей, которые привечают всех полезных профессии членов. Вроде бы вся эта любовь-морковь описана, но как-то без огонька. Молодой инженер Антон почему-то вообще не оставил по себе следа: прочитали, подумали над его нелегкой судьбой и невзгодами его жены – и всё. Костя, в фильме придаток своей горластой жены (кстати, такой же бойкой и в книге), предстает нормальным человеком, инициативным и толковым. Костя сам освоил сварку и помог клепальщикам, проводя с ними занятия. Он же давал брату дельные советы. Алексей и в фильме, и в книге примерно такой же: переживает всяческие чувства больше всех, – но в романе все равно чувствуется перекос в сторону работы: лучший клепальщик вынужден с нуля осваивать сварку. Тут судьба Алексея повторяет судьбу отца и старых мастеров, которые вынуждены меняться, учиться и приспосабливаться к модернизированной верфи. Про Антонину вообще мало упоминается: корабли она не строит, так что в событиях участвует со своим весьма интересным молодым человеком (местным гением), но главным героем ее не назовешь, как и ее мать и жену Ильи Журбина. Про Катю, возлюбленную Алексея, даже не знаю, как сказать: кажется, и страдает, а кажется, и не особо. Главное: она исправилась!

В общем, работа, работа, работа, невыносимые митинги Ильи Журбина, работа, немного любови-моркови, ударная работа, пуск корабля. Даже драматичный эпизод с наводнением, сформировавший несколько характеров, не выглядит трагедией. Самые лучшие инициативы (типа нашумевшей лекции про лимоны в возрожденном братом старшего Журбина клубе) описаны сугубо по-деловому. Что тут скажешь – производственный роман!