Больше рецензий

11 июля 2019 г. 13:25

137

3.5 Сопоставлять и размышлять

Книга читается как продолжение «Игры престолов и философии» Уильяма Ирвина и Ирвинга Джейкоби, про которую я писал ранее: снова разные восхищённые циклом романов Джорджа Мартина авторы размышляют под одной обложкой на темы книги.

Но сборники отличаются. Если «Игра престолов и философия» основывает свои выводы только на первой книге цикла, то «За стеной» уже имеет ввиду все пять законченных томов и первые сезоны сериала по ним. Эссеисты теперь – не только философы, но и писатели, художники, литературоведы, психиатры и даже военный. Эссе теперь затрагивают не вопросы морального выбора человека, как в «Игре престолов и философии», а другие. Во-первых, вопросы развития общества – положение женщин, роль религии, роль знаний героев о прошлом в их поступках в настоящем, как формируются моральные нормы в обществе и как наказывают за нарушения этих норм. Во-вторых – узко-психологические вопросы: почему люди бунтуют против предписанной им социальной роли, чем кончаются эти бунты, что делает с людьми психологические травмы, и как люди могут становиться садистами и психопатами. И в третьих, вопросы узко-литературные – как правильно иллюстрировать роман, как Джордж Мартин реформировал жанр фэнтэзи, кто и каким образом оказал на него влияние, как поддерживать интерес читателя к обширному повествованию, как играть на ожиданиях читателей. О человеческой природе эти вопросы говорят не меньше социологических этюдов. Некоторые авторы находят в «Песни Льда и Пламени» смыслы, над которыми Мартин вряд ли долго размышлял.

Вместо вопроса «Игры Престолов и философии »«Как себя вести?» нам задают вопрос «Почему мир и люди таковы, каковы они есть?» Этот вопрос не менее важен, чем вопрос поведения: лишь зная, как устроен мир и устроен человек, можно понять, как человеку жить правильно в мире. Мир романов Мартина хоть и далёк от мира России XXI века, но так же огромен, так же сложен и покоится на тех же основаниях: объективные условия, над которыми люди не властны – климат, прошлое, моральные нормы, как это всё формирует конкретных людей и как эти люди взаимодействуют. Так что человеку, интересующемуся общественной жизнью, пища для размышлений обеспечена. Правда, некоторые эссеисты стучатся в открытую дверь. Постоянно как о великом достижении Мартина говорится о том, что герои у него не чёрно-белые, что героям в его мире необязательно воздаётся за их добрые и злые поступки. Но это достижение по меньшей мере Бальзака! Так ли важна адаптация этой мысли к жанру фэнтэзи?