Больше рецензий

num

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 мая 2019 г. 19:02

631

4.5

Людям нужен символ Веры. Почему-то (психологи, помогите!) без символа, без физического воплощения, верится тяжелее. Те, кто подумал, что я говорю о религии, не правы. Хотя... Война ведь тоже, можно сказать, религия.
И я говорю о Войне. О той, которая еще с большой буквы, которую помнят, которую до сих пор оплакивают. Война - это вечно голодный бог, который никогда не пресытится кровью и страданием, потому что сам есть кровь и страдание. Я не говорю о том, что Войне нужна смерть, нет. Читая, слушая, вдумываясь в истории людей, которые прошли войну, понимаешь, что смерть была милосердием. А легкая смерть - высшим милосердием.

Олесь Гончар - далеко не последний украинский писатель. Школьники его откровенно недолюбливают, особенно за "Собор". За эту книгу его не очень то и хвалили в свое время, то ли дело "Знаменосцы". Гончар очень приятно пишет, в строках романа звучит неподдельная любовь к земле, природе, людям. Я читала на родном языке, но пробовала и на русском. По впечатлениям - две разные книги, особенно в лирической части. И что-то мне подсказывает, что Сталинскую премию ему дали именно за перевод. Дело в том, что роман наполнен диалектными словами, то есть перевести можно, но теряются нюансы. Можно было бы задаться целью, и найти, когда, кто, как и за что награждал, но это не обязательно. А вот прочитать " Прапороносців" стоило бы.
По жанру - военная драма, кинематографичная история с любовной линией и мощной идеологической составляющей. И, собственно говоря, идеологическая составляющая вынесена в само название книги. Знаменосцы - это те, за кем идут. Знамя всегда предшествует появлению основных сил, и это тот самый символ Веры, который нужен на войне. Это физическое воплощение лозунгов, даже если сейчас прозвучит кощунственно: "За Родину! За Сталина!". И один из героев, важных и значительных, именно политрук.
Люди просто так не пойдут на верную смерть, ведь эта самая верная смерть должна быть не напрасной, должна быть во имя чего-то значительно большего, чем простая человеческая жизнь. И имя этому, что больше человеческой жизни - Идея. И кто-то должен дать эту идею, воплотить ее словами и действиями.
Глупо было бы говорить, что люди шли в бой за куском ткани на позолоченной палке. И вы же знаете, что люди идут за теми, кто несет знамя. Так вот роман - как раз о таких людях. Знаменосцы - не по должности (хотя и такие будут), а по призванию
Война в разгаре, но место действия смещается на соседние государства, ведь мало выгнать врага с родной земли, мало отстоять родной дом - надо убедиться, что в этот дом больше не зайдут грязными сапогами. Вот только одно дело воевать и умирать дома, и совсем другое - на чужой земле. Книга о войне - это всегда книга о людях, которые эту войну ведут. Решения принимают люди, и, что характерно, от решения одного зависят судьбы очень многих. И в романе это показано не только через факты, но и через чувства героев, которые через одного - командиры. И даже если речь о смешном связисте, который под обстрелом ползет искать разрыв мы понимаем, что от его решения зависят жизни других. Война покажет, кто есть кто.
Есть пешки, которые незаметными приходят, незаметными уходят, и об их существовании напоминают лишь надписи на могильных плитах. Но именно война вытягивает на свет тех, кто способен вести за собой. Эти люди притягивают к себе, воодушевляю других, и, случись погибнуть, - сотни и тысячи останутся безымянными в братских могилах, но о ком-то напишут книгу, снимут фильм, да и просто - вспомнят потом, когда уже мир, но помнить надо. "Знаменосцы" - именно о таких людях. Гончар воевал, знает о минометах все, или почти все, знает о том, как хоронить боевых товарищей, и, к счастью, знает как об этом написать. Вернее, как написать так, чтобы не потеряться в огромном количестве военной литературы.
Живые персонажи, которые не всегда правы, не всегда выживают, но вызывают искренние эмоции. И, если говорить, к примеру о Брянском - то его смерть стала началом совсем другой истории. Он, можно сказать, по наследству передал все свое. Много что и после прочтения помниться очень ярко, потому что автор умеет одинаково убедительно описать и оторванную руку, и смятые васильки.
Щедрая Родина образца 1945 года не жалела своих сыновей и дочерей. Для Великой Победы надо было дойти до Берлина, и пройти уже по чужой земле, не там, где все - свое, а там, где тебя не знают, и от того боятся. И задача была огромной важности - освободить, показать, что даже на больщую силу найдется управа. В 1945 на фронт было отправлено много тех, кто встретил войну в школе, и именно они вершили историю. "Молодые, да ранние", взрослели быстро, умирали быстро. Или как повезет. Наш главный герой, Евген Черныш, за неполный год войны прожил целую жизнь, он успел не просто повзрослеть - а то и состариться, везунчик, все же. Дружба, любовь, ответственность за себя и свои решения очень быстро показывают, кто есть кто. Брянский, о котором я говорила выше, дал для Черныша основу, вектор, то самое наследство, которым важно правильно распорядиться. И герой романа становится героем войны. Его размышления, чувства, поступки подчеркнуты историями других бойцов, которые не всегда правы, не всегда приятны, но не меньше люди. Роман заканчивается Победой. Очень горькой, но от того еще большей Победой.
А я хочу закончить словами, не помню где услышанными, и уж точно не дословно приведенные:
"Мы победили, но вокруг нас лежат тела наших друзей.
Вокруг нас лежат тела наших друзей, но мы победили."

Людям нужен символ веры, иначе смерть рады победы уже не подвиг, а безумие.