Больше рецензий

TiroBeakers

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 мая 2019 г. 03:07

1K

3 Чтобы быть атеистом, нужно прежде всего стать европейцем...

Бывают книги, которые тебе очень нравятся. Или книги, которые не полюбились. Эту книгу я читала с каким-то недоумением, настолько далека я от турецкой ментальности, как оказалось. Мне сложно оценить хороша она или плоха, потому что я слишком далека от тем, которые в ней затрагиваются. Совсем другое отношение к религии и атеизму, к правам женщин, совсем другие отношения между людьми - у меня нигде не возникло чувства понимания героев и их проблем.

Имеет ли женщина право носить платок, если ей запрещает это делать государство в определенных случаях? И имеет ли она право этот платок снять публично, но остаться при этом правоверной турчанкой? Можно ли быть патриотом своей страны, даже если ты отошел от ислама и живешь теперь в Европе? И вообще, хороший ли ты человек, если ты не исповедуешь ислам? Моя жизнь никогда не была настолько завязана на религию, поэтому я не то, что не могу найти ответ на такие вопросы (даже если поменять мусульманские символы на христианские), но я их перед собой никогда не ставила даже. Поэтому религиозный аспект романа прошел мимо меня, совсем не затронув эмоционально.

Главным героем "Снега" стал поэт и журналист Керим - Ка, как он предпочитает себя называть. Вот он очень сильно раздражал. Такой незамутненный дядечка 42 лет, который вернулся на родину, почувствовал вдохновение и влюбленность, но при этом втянулся в политические разборки. Притом и как журналист он не очень, и любить по-настоящему не умеет, да и человек по сути так себе. Зато он восхищается снегом, творит стихи (Памук утверждает, что гениальные, но почитать не дает), хлещет турецкую водку ракы и периодически взахлеб рыдает от ревности ли, от грусти.

Снег - главный поэтический символ романа. Заштатный городок Карс завалило снегом, и выезды из него перекрыты, снежинки красиво кружатся в воздухе, поэт Ка задумывает стихотворный сборник, схожий по структуре со снежинкой. Герои ходят по заснеженным улицам, смотрят на снег в окно, умирают в снегу... Снег упоминается чуть ли не в каждом абзаце и кажется, что если потрясти книжку, то насыпется целый сугроб. Слишком много и навязчиво упоминается вся эта снежная тема, что хочется обратиться к автору: "Да мы поняли, поняли уже, снег, и он символизирует, хватит, хватит".

Вообще стиль романа странный, преувеличено поэтичный, что ли. При этом встречаются довольно странные обороты, уж не знаю, чья это вина, автора или переводчика. Вот, например, цитата, которая заклинила меня на некоторое время (и она про секс):

...стал действовать жестко. Почувствовав, что ей это нравится его внутреннее чувство победы превратилось в чувство братства

Выделение мое, как говорится. И если про "внутренне чувство победы" в тот момент, когда занимаешься сексом с любимой женщиной я еще могу нафантазировать (я испорченная девчонка, да). То что такое "чувство братства" в контексте любовных утех???

В общем, снег идет-идет-идет. Ка мотается от одного персонажа к другому, при этом на-гора выдавая лучшие стихи в своей жизни. А потом он совершает гнусный поступок, а Памук рассказывает нам, что это был очень хороший человек и его любимый друг вообще-то. В конце автор-рассказчик посмотрел на снег (Орхан, да мы уже поняли) и заплакал.

Короче, чтобы полюбить и прочувствовать этот роман, нужно быть немножко турком.

Никто посторонний не сможет нас понять.