Больше рецензий

6 мая 2019 г. 00:34

362

4.5

У Рамана не актерский, а "режиссерский" театр, где замысел режиссера и его видение постановки являются ключевыми факторами, отодвигая на второй план личности актеров.
По моим ощущениям "Пещера" книга по аналогии авторская, атмосферная, идейная - сами герои слегка меркнут перед этими пунктами, и я не могу назвать это ощутимым минусом. Как ни странно.

Неторопливо тянется поначалу повествование, лениво скользят глаза по строчкам, но постепенно, повинуясь какому-то собственному ритму история набирает темп, раскручивается ее колесо и катится, катится, катится...
Собственно, куда?
В нагнетающую тревогу, чувство несвободы, в желание борьбы с ней и в сомнения перед своими действиями, которые могут нарушить привычный общественный строй.
Мир Пещеры неоднозначен. Концепция ее подсовывается простым людям как утопия, гарант безопасности, но так ли есть на самом деле? Книга заставляет задуматься над законами ее нутра, книга не отпускает мысли, книга заставляет анализировать и задавать самому себе те же вопросы, которые задают себе некоторые из героев.
Что действительно лучше: агрессия и жестокость, вытесненные в мир снов, где правят только животные инстинкты, где выживает или сильнейший, или тот, кто сумел вовремя сбежать от хищника; или жестокость в обычном мире, но с осознанием собственных действий, с добровольным выбором каждый день, со страхом, что кто-то выберет насилие, выберет кровь - как, собственно, и бывает в нашей обычной жизни.

Осторожно, дальше могут быть спойлеры.

спойлер

Из минусов:
- Мир Пещеры не до конца прописан. Как человек становятся Егерем? Как выглядят звери в пещере? Что такое "Триглавец" и что все же ему нужно, как он устроен?

- Некоторые персонажи.
Гг не впечатлила совершенно. Наверное, она соответствует образу Сарны, но что в ней такого особенного и как это работает - нам так и не раскрыли. К последним страницам мое безразлично-негативное отношение к ней немного померкло, но все же. Стоит заметить, что из главных героев живым и человечным ощущается только Роман Кович. Тритан Тодин тоже словно силиконовый, с неясными мотивациями, непонятными стремлениями, чувствами, желаниями и эмоциями. За что он так полюбил Павлу? Почему так носился с ней, что недоговаривал?
Второстепенные персонажи вышли заметно лучше - Раздолбеж, Стефана, Митика, Сава, Клора Кобец. Очень характерные ребята, пусть и мелькающие заметно реже.

- "Удача", вокруг которой была вся основная заварушка, тоже вышла какой-то фантомной, не раскрытой до конца.

свернуть

Плюсы:

- Слог. Дяченко определенно умеют писать. Пишут они вкусно, пишут так, что хочется вчитываться и пропускать через себя строки. Нет перегруженных предложений и лишних украшательств, нет лишних слов, но при этом текст своеобразный, уникальный. Слог авторов очень узнаваем, они знают, как и где использовать слова, как разделять предложения так, чтобы держать темп повествования.

- Атмосфера.
Все действие в книге разворачивается без резких всплесков и поворотов, однако напряжение удерживается, натянутая внутри струна ни на секунду не отпускает, заставляет читать и читать дальше. В процессе чтения действительно становится тревожно. Не остро, нет, а так медленно-зудяще, нагнетающе.

- Театр.
Как же хорошо они пишут о театре! Я словно сама взглянула на репетицию, прошлась по гримеркам и закулисью, оказалась в толпе актеров перед тем, как сесть в зрительский зал, чтобы посмотреть постановку.

- Воздействие на читателя.
Я уже сказала выше о том, что книга заставляет задуматься и вместе с героями задать себе вопросы о мироустройстве описанной авторами истории.

Я уже читала пару рассказов авторов, несколько книг: "Ритуал", "Ведьмин век", "Vita Nostra", и они все оставили после себя очень сильное впечатление. Какие-то больше, какие-то меньше, но успешность книг Дяченко - это определенно не случайность, они действительно умеют затронуть что-то внутри, погрузить в свой мир и задуматься.
Такой для меня оказалась и "Пещера".