Больше рецензий

Martis

Эксперт

по оранжевым книгам и саморазрушению

28 апреля 2019 г. 22:51

625

4 От образа к образу

Правда не рождается из красоты. Она рождается из грязи.


Нола Блу – популярная в прошлом певица, карьера которой катится под откос. Её имя находится на тридцать шестом месте в таблице рейтинга. Её хиты перестали звучать по радио. А сама она находится в депрессии. В этот непростой период своей жизни Нола обнаруживает у себя на животе из ниоткуда появившийся синяк. Синяк переливается различными цветами и транслирует телевизионные каналы. С каждым днём он разрастается на теле, и вскоре всё тело певицы превращается в один большой телеэкран.
В это же время дочь известного музыкального менеджера, Мелисса Голд, находится в Куполе Удовольствий. Пока сама она питается объедками, сидит в грязи и уродует своё тело, её мысли, воспоминания и сны транслируются на Купол над ней. Это "реалити-шоу" на выживание смотрит весь мир. В том числе, оно проигрывается и на теле Нолы.

Джефф Нун – автор нашумевшего романа "Вирт". "Канал КØжа" – его первая большая работа после "Брошенных машин" за последние десять лет. Роман в корне отличается от предыдущих его книг. Если в трилогии "Вирта" упор был сделан на сюжет и детальную прорисовку киберпанкового мира, то в "Канале" на первый план выходит стиль. Сюжет здесь теряется за обрывками слов и красивых фраз. По сути, вся книга – это набор хаотичных слов, как-то собранных в предложения. Этот стиль словно въедается читателю под кожу, сквозь кусочки снов, случайных воспоминаний и бешеных мыслей, отчего-то узнаются собственные воспоминания и сны.

Опровергни всю рекламу, поглоти цвета.
Подай голос, создай нам собственные развлечения,
Дай нам сны.
Электрические сны, благоухающие сны.
Живём мы, покинутые, в искрах статики, в штуковине с экраном и проводами, горящей лунным светом.


Нун последнее время, увлекшись твиттер-форматом, писал небольшие истории, умещая их в 140 символов и называя "Микроспорами". "Микроспоры" в последствии миксовались между собой и образовывали более-менее цельные истории. И "Канал КØжа" – по-большому счёту, такие же "Споромиксы", собранные в один полноценный сюжет. Только автор заставляет читателя не столько вклиниваться в сюжет, сколько сосредотачиваться на своих собственных ощущениях. Эту книгу нельзя прочесть, её можно прочувствовать, пропустить через себя. Если "Вирт" в своё время служил эдаким средством ухода от реальности, действовал как очки виртуальной реальности, то "Канал КØжа" – наркотик, который заставляет читателя чувствовать, ощущать и вспоминать что-то давно забытое, видеть в простых вещах то, что раньше не замечал, окунаться в собственные сны.

Но нельзя сказать, что за такой подачей абсолютно пропадает сюжет. Нун, хоть и говорит о довольно банальных вещах, тем не менее заставляет задуматься о многом. Он создаёт двух противоположных персонажей, которых связывает нечто большее, чем кажется в начале. Если певица Нола охвачена внешним миром – на её теле транслируются футбольные матчи, религиозные войны, реклама шампуня и т.д, то Мелисса показывает людям свой внутренний мир – всё то, о чём она думает, что ей снится, что она вспоминает – всё это обретает форму и транслируется на Купол, которым поглощены миллионы зрителей. Жадная до зрелищ толпа скапливается у Купола, желая увидеть мысли Мелиссы и распотрошить её внутренний мир, и совершенно забывает о том, что у каждого из них есть собственные идеи, чувства, мысли, на которых никто не хочет обращать внимание.

– Это всё. Всё, что я прошу тебя, маленькая звездочка. Играй, чтобы выигрывать. Потому что знаешь, что выкрикнула очень клевая, очень богатая и очень-очень талантливая мисс Йони-Йони. Не знаешь? Последние слова перед тем, как она свершила свой прыжок на асфальт семью этажами ниже?
Нола покачала головой.
"Е*ать этот шум".
Слова Кристины дрожали на свету.


Строчки из песни не зря застревают в голове Нолы – "Мне хочется, просто хочется, хочется узнать тебя по-настоящему, тебя настоящего" – Нун в романе задаётся вопросом о "настоящем" человеке, о том, из чего на самом деле должен состоять человек – из таблиц рейтинга, телевизионного хлама или же из мыслей, чувств и желаний. На примере Нолы он показывает, что все эти образы, которые люди создают для окружающих, рано или поздно будут разрушены, маски сняты, телевизионные рекламы и хиты с экранов – забыты, а под всем этим обнаружится человек. Обычный человек, который ковыряется палкой в дерьме и тычет лезвием себе в живот. И стоит ли эта игра свеч?

Я бы не стал советовать эту книгу. И не потому что она плоха, а просто потому что будет непонята. "Канал КØжа" написан на таком языком, который не все в состоянии понять и принять. Он написан на языке постмодерна, киберпанка и телевизионного белого шума. Он въедается под кожу и заставляет смотреть на этот мир несколько иначе. Это давно позабытые моменты прошлого, всплывшие в голове фрагменты снов, непонятые ощущения и чувства. И, как я уже сказал, эту книгу нельзя прочесть, её можно лишь пропустить через себя. Это не роман-откровение, но роман-эксперимент. И если вы всё же захотите прочесть его, то познакомьтесь для начала с "Виртом" или "Брошенными машинами", но даже после этого к "Каналу" будет трудно подготовиться и после прочтения увидеть там не бессмысленный поток сознания, а нечто большее.

Следующий шаг - ускоренное падение


От к кожи к коже
От образа к образу
Через подстанции
В сигналах пойманных
Кончиком пальца - антенной.
По карте кровавой следуя
И взламывая пути,
В кабельных снах,
В колыбели небес.
Луной привлеченная
Вдоль автрострады
Сернистым светом, ламповым светом
Прочерчивая силуэты
Призраков и шумов,
Здесь поёт Нола,
Здесь она движется
И дышит:
Голос из дымки и проводов
Лицо из статики
Рот из трансляций
Экран из плоти.
И мягкое в черепе,
Мягкое, гул ожидания

картинка Martis