Больше рецензий

violentbonfire

Эксперт

Экспертданеэксперт

4 апреля 2019 г. 21:27

2K

3.5

Одна из двух книг флэшмоба-2019, которая вызывала во мне некоторый страх своим объемом. Помня об ошибках прошлого, я не стала откладывать ее прочтение на декабрь и решила это сделать весной, до того, как авитаминоз накроет, и таскать многостраничный кирпич в сумке станет затруднительно. Да и рецензии, сравнивающие Пруса с Тургеневым, Чеховым и Достоевским, меня приободрили.

В сухом остатке я не пожалела, что прочла эту книгу, познакомилась с классическим образцом польской литературы (в которой я полный ноль, к слову, да и в истории Польши специалист небольшой). Но объем мне категорически не зашел. Слишком много там было дублирующих друг друга внутренних монологов и диалогов между персонажами. Хотя герои мне показались очень убедительными, а высказанные ими идеи постоянно наводили на пространные размышления о сущем и бренном, я бы с удовольствием сократила бы текст страниц эдак на 300. И этому желанию немало способствует композиция романа, которая дважды проводит главного героя по одному и тому же маршруту, для закрепления урока. Если в первый раз Станислав Вокульский не может противиться собственным химерам, то во второй дурман рассеивается, и герой пропадает в неизвестном направлении. Кстати, финал для меня оказался очень загадочным, я так и не поняла, что хотел сказать Охоцкий Шуману. Если у вас есть идеи, куда сгинул Вокульский, то я с удовольствием с ними ознакомлюсь.

Исторический фон книги достоин наивысших похвал. Политические события показаны не в целом, а в том преломлении, что отражается на конкретных личностях. То же самое касается и общественной жизни Варшавы. От самой распоследней проститутки до предводительницы дворянства, мы видим в их личных житейских историях историю страны, историю предрассудков и устоявшихся табу. Многие из героев за год действия романа претерпевают такие внутренние изменения, какими не всегда может похвастаться человек за всю жизнь. И здесь я говорю больше не о Вокульском, потому как он так и остался мечтателем, а об Изабелле, чьи воздушные замки разбились о скалы обыденности.

Если честно, во многом «Кукла» - это роман о том, как сложно оставаться на твердой почве и не поддаваться химерам идеала. А идеал в 99% случаев именно химерой и является, твоего же собственного сочинения.