Больше рецензий

melancholia

Эксперт

Искатель книжных миров

30 марта 2019 г. 13:05

2K

4

Где-то на фоне гремят революции, сменяются власти, рушатся старые устои и нравы, а в это время перед нами медленно проходит жизнь трех Дюма. Дюма деда - генерала, чья недолгая и трагичная жизнь была полностью посвящена воинскому долгу. Дюма отца - драматурга, романиста, короля театральной мелодрамы, постоянно находящегося в поиске своего творческого пути. Дюма сына - поэта и писателя. Отношения Дюма отца и сына всегда были непростыми. Дюма сын, не принимавший беспутной жизни отца, так никогда и не смог простить ему, порхающему от любовницы к любовнице, что он не стал мужем для его матери, а для него самого любящим родителем, который всегда был бы рядом.

Почти на 500 страницах мелкого шрифта перед нами пролетает вереница из любовниц, детей, театралов и парижской богемы 19 века. В биографии нет ни одного диалога, зато присутствуют письма, цитаты, отрывки из пьес и даже сжатые сюжеты некоторых из них. На страницах книги встречается множество известных нам писателей: Виктор Гюго, Теофиль Готье, Жорж Санд, Шарль Нодье, Оноре де Бальзак.

До недавнего времени я относилась к тем наивным людям, которые думали, что если на обложке книги стоит имя автора, то создание этой книги принадлежит исключительно ему одному. Оказалось же, что едва ли не все романы Дюма были написаны с анонимными соавторами, которых впрочем никто и не скрывал. В то время в соавторстве писали едва ли не все французские писатели: Жорж Санд, Стендаль, Бальзак, Гюго. Например, очень значимая часть "Трех мушкетеров" была написана Огюстом Маке. Однако в сухо написанный соавтором сюжет, Дюма вдыхал жизнь и краски, практически полностью его редактируя, благодаря чему роман о "Трех мушкетерах" восхищает и заставляет со скоростью света перелистывать страницы уже не одно поколение читателей, стремящихся побыстрее узнать что же ждет дальше полюбившихся ему героев.

Дюма вовсе не был "ленивым королём", передававшим власть ловким "майордомам". Он вовсе не эксплуатировал своих сотрудников, скорее наоборот - он придавал их трудам слишком большое значение. Легкость, с которой он превращал любого мертворожденного литературного уродца в жизнеспособное произведение, заставляла его предполагать талант в самых бездарных писателях.


Тот же самый Огюст Маке, поспособствовавший появлению "Трех мушкетеров", убедил Дюма пересмотреть план романа "Графа Монте-Кристо", благодаря чему он вышел именно в том виде, в котором мы его знаем, а это, по моему мнению, уже немалое достижение соавтора.

Если вы хотите прочитать "Три Дюма", но при этом ещё только планируете познакомиться с "Тремя мушкетерами" и "Графом Монте-Кристо", то советую начать именно с этих двух романов. В таком случае сведения из биографии вам покажутся намного интереснее и вы не нахватаетесь спойлеров, как это случилось у меня с "Тремя мушкетерами", если это ещё в принципе для кого-то кроме меня возможно.