Больше рецензий

5 марта 2019 г. 09:06

900

3.5 Только тот, кто не постигает тьму, боится ночи. (К. Юнг)

В промежутке между изучением трудов легендарного Карла Юнга наугад решила прочесть данное произведение. И в очередной раз убедилась, что Вселенная вторит мне.
Промозглая, туманная Япония на исходе зимы. Знаменитому писателю Сугуро вручают литературную премию. В это самое время в толпе Сугуро замечает человека, как две капли воды похожего на него, но...Сугуро - добропорядочный гражданин, с детства принявший христианскую веру, ведущий простой образ жизни, проживший в браке более 30 лет. А вот лицо его двойника выражает все самые низменные инстинкты человека - похоть, распутство, тягу к саморазрушению. На протяжении истории мы наблюдаем, как «тень» Сугуро, разгуливая по городу и проводя время с женщинами в веселых кварталах, компрометирует писателя. И вот мы уже не знаем, реальность это или галлюцинация героя, чувства дежавю, растерянность, беспомощность, пересуды за спиной, грозящие потерей репутации… А еще эта странная новая знакомая Нарусэ, которая, похоже, давно осознала и приняла свою теневую сторону. С одной стороны, она волонтер в детском центре, с другой – женщина, испытывающая возбуждение от созерцания страданий других людей. Даже обложка издания, которое я читала, говорящая: напротив друг друга двое мужчин в светлом и темном кимоно, позади них маска со светлой (сознательное) и темной (бессознательное) стороной.
Туман в книге как отдельный персонаж, ведь он издавна считался олицетворением бессознательной части существования. Еще сам Юнг в интервью отвечал, что, будучи 11-летним мальчиком, испытал чувство самосознания, чувство «Я есть то, что Я есть» буквально пройдя сквозь туман по дороге в школу. Так и в данном произведении герою снится сон, где он убегает от кого-то по туманным улицам…то ли от преследователя, то ли от своей «тени», своих подавленных мыслей и желаний. И внезапно, окончательно запутавшийся и испуганный, сквозь туман он наблюдает свет.

«Он ясно ощутил, что какая-то сила пришла ему на помощь, и странным казалось, что в ней нет по отношению к нему ни злобы, ни враждебности; более того, в тот момент, когда его окутал мягкий, глубокий свет, он всем своим существом почувствовал невыразимый покой. Покой, который намного превосходил тот, что он ощущал, когда сидел один в своем тесном кабинете за письменным столом. С него упали все путы. Тяжесть, лежавшая постоянным бременем на душе, ушла».

На протяжении книги ведется мысль, что каждому человеку свойственно стремление вернуться в утробу матери, ведь при рождении каждый был «изгнан из рая», это и рождение, и в каком-то роде «смерть». Этот шок каждый сохраняет на всю жизнь и бессознательно стремиться вернуться обратно. Так и наш герой Сугуро, оборудовав тесный чулан под рабочее место и повесив фото дорогой сердцу матушки, воссоздал атмосферу утробы.

«Писатель, который создал свой собственный мирок и заперся в нем, надежно отгородившись ото всего, что может смутить его покой».

Но он не понимал, что никому еще не удавалось убежать от себя настоящего. И рано, или поздно такая встреча происходит.

Вывод: любителям психологии и психоанализа крайне рекомендую!

P.S. пожалуй, ознакомлюсь и с другими произведениями данного автора.

картинка la_veroniq