Больше рецензий

3 марта 2019 г. 13:56

3K

4 Ловушка абсурда

С Альбером Камю я впервые познакомилась на заре студенчества, уже тогда он уверенно заглушал голоса внешнего мира: на тот момент лектора по зарубежной литературе - я на паре читала "Постороннего". Этот представитель французской литературы - абсурдист и модернист, сильно повлиял на меня как на человека и как на творческую единицу. И сегодня я могу сказать, что, наверное, каждый, кто понимает и любит творчество Альбера Камю - мой друг, и неважно разделяют ли нас конфликты или даже незнание о существовании друг друга.

Пьеса "Недоразумение" - раннее произведение Камю, поэтому я ставлю оценку 4 относительно всего творчества писателя. Эта пьеса еще не приобрела такого эмоционального накала, внутренней бездны, которая разверзнется позже и достигнет своего максимума, на мой взгляд, в пьесе "Калигула". В свое время эта пьеса восхитила и даже шокировала меня концентрацией страдания и гнева от бессилия перед абсурдностью человеческого удела.

"Недоразумение" по структуре классическая драма - в ней соблюдено триединство Аристотеля: единство места, единство действия и единство времени. Молодой Камю в своем произведении следовал заветам великих предшественников, по-настоящему он найдет себя позже. В "Недоразумении" еще звучит идеалистическое понятие долга, которое потом будет поглощено, как и многое другое, лишь одним - абсурдностью бытия.

Стакан пива, но за мои деньги; чашка чаю, но по ошибке.

В "Недоразумении" читателю с самого начала известна трагедия, к которой приближаются герои пьесы, как к краю пропасти, потому основной интерес состоит, как ни странно, в наблюдении за мучениями персонажей, когда они летят вниз - за их мыслями, оправданиями своих поступков, отношению к попутчикам в своем последнем путешествии, когда перед лицом безысходности уже нет смысла носить маски.

Альбер Камю в "Недоразумении" иллюстрирует беспомощность человека перед роком, перед глухим равнодушием жизни. Здесь уже очевидны атеистические взгляды писателя - он наделяет свойствами Бога старого слугу, который остается холоден и непоколебим, когда человек, охваченный агонией потери и трагического исступления, взывает к его помощи. Лаконичным отказом в виде твердого "Нет!" Камю подводит итог всему, что происходит с человеком в пределах и за пределами своей пьесы.

картинка Encinesnowy

Комментарии


я добавила, почитаю обязательно) тем более пьесы я люблю, особенно абсурд)


Я про тебя и вспоминала, когда читала пьесы) я сейчас как раз на этапе пьес) но она такая...не чернушная, но мрачная


мне понравится)) главное, чтобы там не было "старших медсестер, сверкающих металлическими клыками")) ахах, меня просто твоя предыдущая рецензия ещё не отпустила 0_о


Хах))) ну там-то шедевр - не сравнивай))


ой даа)) и не говори!!) не буду))


а я пока Агату Кристи читаю) чередую её с пьесами, так успокаивает) тем более я щас Шекспира читать начала, а то поэтические творения мне даются не очень легко, тем более трагедии...0_о Поэтому надо будет из абсурда что-то почитать, и именно из не стихотворных пьес, вот самое то для меня)


Детективы, наверное, самый уютный жанр, они и правда успокаивают) Мне тоже все, что рифмуется дается не очень просто..) У Камю стихотворных нет точно, но они мрачные, тяжелые очень. Я вот, при всей безграничной любви к Камю, читать его долго не могу - выматывает как-то.


да, я тоже не могу абсурд читать постоянно, в любом случае сложные произведения надо с чем -то чередовать - уютным детективом, или любовным романом, или комедийным рассказом - тут уж кто что любит)


Да, это все-таки не на каждый день чтение) хотя кому-то может и нормально) я вот сейчас хочу осилить еще одну португальскую пьесу, а дальше тоже сделаю перерыв на турецкую книжку) хотя, мне кажется, что прям 100% отдых после тяжелой книги - это Сара Джио или что-то подобное))


100% отдых после тяжелой книги - это Сара Джио или что-то подобное))


ахах, 100% отдых от тяжелой книги - это чтение конфетных оберток!!)))) мне прям на ура помогает))


:D особенно, если съел конфетку - почитал обертку, съел еще одну - опять почитал и так далее :D


конечно!!! только так и никак иначе))))


Этот смайлик надо досматривать до конца)))) dfdec4feb7116131f55ccec12d220759.gif


ахах, умора))))


Вообще))))


Красивая и интересная рецензия, как всегда) Я у Камю читала только Чуму, да и то очень давно, и мне почему-то не понравилось. Вся эта метафора нацизма показалась слишком поверхностной что ли. Ну или я тупенькой была как вариант)) Или просто с французами у меня не складывается, как-то ни классика их не идет, ни триллеры, ни экзистенциализм) А тебе как Чума?


Спасибо <З

У него метафора нацизма там все-таки не главное) опять же весь этот любимый его абсурд, антиклерикализм выходит вперед, ну и бессмысленность всего) в конце же там тонкий намек на толстые обстоятельства, что чума может притаиться и жить долго-долго, а потом опять вылезти.

Вот знаешь, я "Чуму", конечно, люблю, но я читала ее далеко не первой у Камю, поэтому я знала что где искать в тексте и какую мысль он вкладывает в него. А если бы читала первой"Чуму", то, скорее всего, не очень бы понравилось) А так я люблю городскую прозу у французов, а классика тоже не идет. Сартра так и не могу дочитать, хотя он экзистенциалист :{


Я и говорю, что может опыта не хватило читательского) Хотя тот же Кафка в те годы у меня на ура шёл, а у него уж совсем тяжёлый абсурд и безысходность))

Французы - дело тонкое, в общем xD очень своеобразные товарищи


Да может просто не нравится и все)) но Камю правда надо начинать читать с "Постороннего", это факт) дальше само разложится) Ух, Кафка экспрессионист - непростой товарищ)) Из относительно недавнего читала "Процесс" перед походом на постановку, так вот перечитывать не хочу)) Ты читала "Процесс"?)

Не поспоришь)) но за "Просто вместе" я им все прощаю))


Может, и такое бывает))
Ага :D я его каждый раз вспоминаю, когда оказываюсь во всяких администрациях и прочих бюрократических конторах)) Мне у него нравится то, что в какой-то момент перестаешь понимать, где реальность, а где кошмарный сон, и не одно ли это и тоже) Ещё рассказы некоторые нравятся. А вот "Замок", другой роман, даже дочитать не смогла, он уж слишком нудный) А что за постановка? С трудом представляю его в театре xD

Обязательно надо до Гавальда добраться значит))


Да-да)) Так кафкианские мотивы и означают бредовый сон, который происходит наяву)) в "Процессе" я главную идею уловила с трудом - то ли система уничтожает человека, если он отказывается жить по ее законам, то ли каждый человек хоть в чем-то да виноват. И официальная критика в свое время ответа на этот вопрос мне не дала :/

Вот эта) Хорошая, но зря вставили некоторые вульгарности. Зрители недовольно перешептывались, да и мы с подругой)

Надеюсь понравится) все-таки с ней больше шансов не утонуть в псевдофилософской зауми)


Или как вариант, он просто описывал свои собственные психозы и ненависть к работе чиновника)) Это один их тех писателей, книги которых тоже крайне сложно воспринимать отдельно от личности.

Мне кажется, мало какая современная постановка обходится без вульгарности) Я правда и была-то ровно на одной, эксперт блин xD Но там чуть ли не четверть зала вышла в процессе)) "Человек-подушка" ирландского драматурга, может ты слышала с твоей любовью к театру) А так я обычно на классике бывала))


Вариантов море)) Может написал и подумал: сами придумают про что это х)))

К сожалению( так надоело это, у меня прям слов уже нет( и при том, что я не особая ханжа, просто зачастую это переходит все границы. Не-а, я не помню что-то такую)) жесть))
У нас сибиряки, кстати, еще те ханжи и зануды, как-то мужик увидел на улице плакат с тетенькой в нижнем белье - нажаловался, убрали)))
У нас классика в Оперном, а вот Красный Факел в основном современное ставит) там режиссером работает опальный Тимофей Кулябин)