Больше рецензий

1 марта 2019 г. 23:41

970

4

«…У Северины не было времени, чтобы понять, что за спазма сжала ей грудь. Кочегар с баржи сделал шаг назад. И ею овладел страх, причём страх тем более невыносимый, что вырастал он не из реальности. Она опять устремилась в погоню за своим сновидением. Она испугалась, что и этот мужчина тоже вот-вот растворится в воздухе, как тот, другой, который был в тупике. Северина почувствовала, что во второй раз не сможет вынести горечь его исчезновения, у неё просто не хватит сил…». И молодая женщина, которую блестяще сыграла в кино всегда чуть холодная и немного отстранённая Катрин Денёв, назначает этому мужчине свидание в доме мадам Анаис, где с недавнего времени она работает. Что может быть общего у респектабельной молодой замужней дамы с прекрасным воспитанием и у Дневной Красавицы, принимающей клиентов с двух до пяти ежедневно? На первый взгляд, совершенно ничего. Но Жозеф Кессель, автор романа «Дневная красавица»(1928), а за ним и Луис Бюнюэль, экранизировавший это произведение, думают, похоже, совершенно иначе. И заставляют думать так же нас, зрителей и читателей.
О чём эта книга? Как и все книги на земле – о любви. О том, что она делает с людьми. Главная героиня, Северина Серизи, любит и любима. Она слегка напоминает Снежную королеву, которая наконец-то смогла оставить Кая у себя во дворце. Её муж, подающий надежды хирург Пьер Серизи, смог дать ей всё. Абсолютно всё, кроме того, в чём она по-настоящему нуждалась, - кроме грубой животной страсти, тяга к которой запрятана у неё глубоко внутри, под ледяной оболочкой английского аристократического воспитания. Он слишком её любит, чтобы унизить и подчинить себе окончательно. И Северину это мучает. Она не может объяснить себе своё состояние до тех пор, пока её немного странный поклонник (а по совместительству приятель мужа) Юссон не наталкивает её на мысль о публичном доме. И Северина неожиданно находит для себя выход из ситуации. Она становится проституткой и в этом малопонятном и малоприятном ей поначалу занятии находит то, чего ей недоставало раньше: покорность, животную страсть, грубую силу. Принимается за работу она не сразу, пройдя практически через мучения Родиона Раскольникова, который заранее себя наказывает за ещё не совершённое преступление. Однако страсть становится сильнее её сознания…
И что же, она погибает? Отнюдь. Она ещё больше начинает любить мужа, избавляется от своей ипохондрии и меланхолии. Жизнь её практически налаживается… И всё хорошо до тех пор, пока не появляется Марсель, странный человек, имеющий над ней беспредельную власть. Многоугольник, в котором живёт Северина, превращается в классический любовный треугольник, развязка которого трагична. Тот самый муж, которого Северина беспредельно любит, который говорил ей, что «раз нет никакой тени, никакого тайного замысла, значит, нет никакой жизни», который любил её больше всего на свете, находясь с ней, оставляет её… Она слишком любила Пьера (или себя?), слишком много всего передумала – и в результате, не вынеся его ласки, его доброты, рассказала ему всё.
«Прошло три года. Северина и Пьер живут на берегу моря… Но после того, как Северина призналась ему, она больше ни разу не слышала звука его голоса».
Это очень странная книга и очень странная героиня. Впрочем, возможно, я и не права касательно странности последней. Возможно, прав Бенаквиста, говоря, что «есть вещи, на которые имеет право каждый. Час передышки, ласковое слово. Возможность поговорить. Без обвинений, без презрения». А Северина поняла это слишком поздно, равно как и то, что любви без доверия и понимания быть не может.

Источник