Больше рецензий

18 февраля 2019 г. 09:44

2K

4 Про любовь с полотен Шагала и абсурд головного мозга. КНИГА MUST READ!

Для меня в книге "Шоша" И. Б. Зингера очень много притягательного: изящный стиль автора, любопытные персонажи (еврейская интеллигенция предвоенной Варшавы), их кулуарные рассуждения на некулуарные темы.

Больше всего манят рассуждения о смысле жизни - манят тем, что надеешься, что кто-то за тебя додумал или выдумал этот самый смысл, и тебе остаётся просто прочесть пару строк, узнать СМЫСЛ, который запустит волну мурашек по телу и колючек в голове. Узнать то, что позволит прозреть и никогда не жить так, как прежде. Но нет! Ничего нет. Ответа на вопрос о смысле жизни в книжке не найти. Возможно, потому что искать вообще нечего? Остаётся только ждать в темноте (как в последней сцене). Чего или кого? Годо, как у Беккета.

Итак, ответа на вопрос о смысле жизни в книжке не найти, зато можно найти кое-что другое, не менее важное, чем пресловутый смысл (а вдруг, это он и есть?). Можно найти любовь - милосердную, простую, саму собой обусловленную любовь.

Эта любовь стала для меня ожившими полотнами Марка Шагала со всей их детскостью, наивностью, инфантильностью, сказочностью, фейно-конфетными тонами, любовными парами, не знающими земного притяжения, парящими скрипками, нараспев играющими минорные мелодичные напевы еврейского народа.
Любовь Ареле к Шоше – эта и есть та самая первозданная любовь, которую воспевает Шагал в своих картинах. Любовь чистая, милосердная, противоречивая. Любовь, которая разворачивается в мире абсурда.

Абсурд царит везде и всюду - абсурдные люди, поступки, абсурдный олрайтник Сэм, абсурдно-циничная Бетти, абсурдно-недолюбленная и скучающая Циля, абсурдно податливый Хаимл, абсурдно уставший от жизни доктор Файтелзон. В этом мире абсурда неабсурдной кажется только Шоша - недоразвитая девушка 28 лет, которая по уровню развития остаётся ребёнком. Неиспорченная душа, чистая и верная - вот единственное спасение в мире людей с абсурдом головного мозга. Это и любит Ареле в Шоше, даже несмотря на ее физическую и духовную недоразвитость. Шоша как те таитянки с полотен Гогена - самобытные, девственные, живущие в мире, в который не проникает зло... Или все-таки проникает - в лице совратителей Гогенов, в лице того же Ареле, который на самом деле и губит Шошу, вовлекая ее в мир, из которого есть только один выход.

Зингер описывает страшный мир – мир накануне краха всего человеческого. Бежать некуда, сдаться можно либо нацистам, либо самому себе (покончив счеты с жизнью). Доктор Файтелзон делает заключение о том, что вся жизнь – это игра. И все люди ведут игру: наполеоны, гитлеры, (оловянные) нацисты-солдатики – все это игра… Главное, верить в важность этой игры, чтобы серьезно доиграть и выиграть. А раз жизнь – это игра, то и относиться к ней надо соответствующим образом...

Редкая "атмосферная" книга, которая впечатляет с первых строк!