Больше рецензий

_ANTARES_

Эксперт

Եթե կարողացար կարդաս էս գրածը, ուրեմն մալադեց քեզ

17 февраля 2019 г. 20:45

3K

4 Когда собака не узнает хозяина

Собака не находила себе места. Стоило ей едва учуять запах хозяина, как сразу же накатывал букет всевозможных запахов, и она вновь терялась. Нагретая мостовая, пот людей и лошадей, сладкие пирожные и папиросный дым - все это забивало ей ноздри, и она никак не могло учуять его. Собака билась о ноги чужих людей, кто-то давал ей проход, кто-то с озлоблением пинал ее. Вот, казалось, она уже нашла его, добралась до его сапог, но вновь перед ней оказывались чужие ноги, готовые больно ударить по ней. Она потеряла его. Собака не узнала хозяина.

Когда речь заходит о суматохе, столпотворении и хаотичном состоянии, на ум приходит сразу несколько примеров из русской классики. В первую очередь это, конечно же, "Бородино" Лермонтова с его "смешались в кучу кони, люди". Можно вспомнить и толстовское "все смешалось в доме Облонских", которое так к месту использовал Булгаков в "Мастере и Маргарите". Не меньше мне нравится и армянская фраза շունը տիրոջը չի ճանաչում, которую дословно можно перевести как "собака не узнает хозяина". Означает она суматоху, толпу, неразбериху, одним словом такую ситуацию, когда собака не может узнать своего хозяина в толпе других людей. Нечто подобное я попробовал изобразить в начале рецензии для более наглядного представления этой фразы. Именно она пришла мне на ум, когда я читал "Пражское кладбище". Гурман и литературный мэтр Эко создал настоящий винегрет из самых разных людских баек и тайных обществ. В романе читатель встречает масонов, иезуитов, сатанистов, республиканцев, монархистов и всяких иных -истов-. Большинство из них прикрываются этими ярлыками, зарабатывая немалые деньги и наживаясь на других. Редко кто из них действительно верит в то, что он проповедует, но это, казалось, мало кого волнует.

Отдельного внимания заслуживает главный персонаж книги. На сайте многие плохо о нем отзывались, говоря, что он скверный и дрянной человек, но мне он очень понравился. Это весьма колоритный и интересный персонаж. Симонини абсолютно беспринципный, подлый и юркий тип. Он готов работать на тех, кто ему больше заплатит. Подобно хамелеону, он сразу может поменять свой окрас и из верующего католика превратиться в атеиста-социалиста. Он кидает людей, убивает их, обкрадывает. Он настолько подлец, что с каждой его выходкой только удивляешься его лицемерию и числу масок. Одним словом, красавчик, а не персонаж. Мне всегда нравились в литературе подобные плуты: Чичиков, Хлестаков, Ноздрев опять же. Они скрашивают произведения, делая чтение более увлекательным. Скучно было бы с одними Алешами (Карамазов) и Рудиными, литературе нужны Пегасовы ("Рудин"), Смердяковы и Иудушки, как же без них подлецов и грубиянов? Вот и наш Симонини. Он настолько гад, что его нельзя не любить. Снимаю шляпу перед мэтром Эко и его ручным плутом.

Не обошел автор и тему антисемитизма. Она является одной из главных в книге. Евреев в книге ненавидят скрытно, отрыто, по инерции и привычке, по идеологическим соображением и просто ради формы, чтобы не особо расслаблялись, так сказать. Эко отлично показал в своем романе, как из одной газетной утки можно раздуть целую трагедию, способную сделать несчастными целые семьи, а то и города и села. Мораль книги (если уж необходимо ее назвать) такова - не верь свято в то, что говорят и пишут другие люди, живи своей жизнью и дай жить другим, а там, глядишь, и солнышко появится.

01:19