Больше рецензий

Lacrim_Verloren

Эксперт

Далеко не Эксперт Лайвлиба

12 февраля 2019 г. 12:41

2K

Когда-то, несколько лет назад, мне было любопытно познакомиться с Кастанедой и его учением - тогда подобные материи если не увлекали, то казались вполне любопытными. Но добраться до книги в то время я не смог. Сейчас же... Восприятие мира определенно иное и оно отразилось на восприятии книги.

Для начала я так и не понял, какая цель у данного произведения. Рассматривать его не как художественное мне было сложно, хотя я и знал, что оно таковым не является. Воспринимать его как самоучитель тоже не получается: читатель, решивший, что путь воина - его путь, не сможет что-либо практиковать без учителя, и максимум, что ему доступно - это отправиться этого учителя искать. Только опять же, согласно учению, любой встречный и поперечный не может пойти и постучаться к индейцу с требование рассказать ему о силе и пути воина, сила должна выбрать будущего воина сама и направить его к определенному учителю. (Хотя последнее не исключает уловок, когда любого, кто решил пойти этим путем, можно убедить, что и сила его выбрала, и учителя он нашел сам...) И все-таки не вижу я возможность воспринимать такой взгляд на мир без наставника, а потому кажется странным попытка нести данную мысль в серые массы. С другой стороны, я не разбираюсь в подобных учениях, и может быть, они именно так и действуют: в книгах описано то, что сам читатель не в состоянии применить без присмотра гуру, дальше заинтересовавшиеся отыскивают гуру... ну и продолжение вполне понятно. А то, что прочитавший решил применить учение на себе, и является своего рода отсевом на "избранность". Наверное, в этом и цель книги.

Начал же я знакомство с Кастанедой не с первой книги, потому что знающие люди говорили, что для понимания концепции предыдущие можно не читать. Наверное, они действительно правы. По крайней мере, я не чувствовал, что потерял что-то важное для понимания, не прочитав прошлые книги. Все ключевые моменты из прошлого Кастанеда вспоминал, если на то была необходимость. К тому же под конец сам дон Хуан пересказывал, какой путь прошел его ученик, и большую часть того перевернул с ног на голову, заявив, что многие уроки были не тем, чем казались на самом деле.

Кое-что в этом учении мне показалось любопытным, но само ученичество вызвало скорее отвращение. Очень сбивало и поведение самого Карлоса, когда он задавал очевидные вопросы. Впрочем, в такие моменты я вспоминал, что они были бы очевидными и вполне принимаемыми на веру в художественном произведении, а я читаю вроде бы как реально происходившие действия в нашем мире, где для большинства магия - это выдумка, и потому не удивительно, что Карлос не все мог так просто принять (хотя после стольких-то лет ученичества, казалось бы, ко всему должен привыкнуть!) Когда же он не задавал вопросов, возникало ощущение, что он - какое-то полено, которое дон Хуан вертит, обливает водой, кидает и прочее на свое усмотрение, а от того требуется только воспринимать окружающий мир (с чем он не всегда с успехом справлялся). Герой находится в непонятках, читатель находится в непонятках - замечательно! Впрочем, учитывая, что для понимания концепции мира магов понятки - это как раз то, от чего нужно уйти, в происходящем уже нет ничего удивительного. Только такой путь не по мне (хаха, я не прошел тест на "избранность"). Не по нутру мне было и то, что дон Хуан и дон Хенаро постоянно высмеивали Карлоса. Конечно, это еще один аспект учения: воин не должен зацикливаться на собственной значимости, да и излишний страх оказаться смешным и правда может портить человеку жизнь, однако выглядело это унизительно.

Пожалуй, единственный момент, когда я подумал, что есть недостаток в том, что не прошел этот пусть с Карлосом и доном Хуаном от самого начала, это финал, когда настало время Карлосу перейти рубеж. Это сцена прощания, которая могла бы тронуть меня сильнее, если бы я прочел все четыре книги, а не одну.

Самое же последнее предложение книги мне понравилось. Очень символичный конец вышел и, учитывая все сказанное в последних главах, правильный. Только вот зная, что это не последняя книга цикла, возникает любопытство, о чем писал Кастанеда дальше, ведь его ученичество закончилось. Точнее, понимаю, что теперь он может рассказывать о пути воина осознанно, поскольку сам по нему идет самостоятельно, а не за ручку с мудрым учителем, но мне все так же сложно понять, что может дать этот цикл рядовому читателю без обращения к учителю, без возможности применить практику и самому пойти по пути воина. И не знаю, что же победит: любопытство и желание проверить, перевернет ли Кастанеда мой взгляд на мир, или же нежелание тратить время на философию, которая скорее всего не моя.