Больше рецензий

1 февраля 2019 г. 13:32

3K

4 Философия, которой не научат в университете

"Философия в будуаре" считается одним из знаковых десадовских произведений, тезисы которого, если верить некоторым историкам и литераторам, широко применялись протестующими времен французской революции 1848 года. Правда это или нет, безусловно, "Философия в будуаре" занимает почетное место в творчестве де Сада, наравне с таким, не побоюсь этого слова, шедевром, как "120 дней содома".

Как и любой роман или новелла писателя, "Философию" можно грубо поделить на две части: действие и философствование. Что до действия, то многие в курсе, чем знамениты произведения маркиза - описанием разврата, содомии, инцестов, расчлененок, всяких зверств и т.п. В этом смысле данное произведение ничем не уступает остальным - тут есть все, причем поданное в жанре театральной пьесы (подход интересен, тут без вопросов).

Что же касается философствования, то здесь почти на 100% повторено уже то, что можно было прочитать в "120 днях содома". Тем не менее основная часть новеллы ("брошюра республиканца) - труд, достойный прочтения для всех, кто интересуется политикой, общественными строями, историей Франции. Она содержит множество тезисов, которые временами противоречат друг другу, нелогичны, спорны, но есть и те, читая которые, реально думаешь, что, воплоти все это в жизнь, и она станет куда лучше. Среди наиболее интересных поднятых тем: недопустимость смертной казни как наказания за убийство, легализация всех видов сексуальных извращений, отказ от религии, от благотворительности и добродетели как таковой, свободные отношения между мужчинами и женщинами, недопустимость командования родителями детьми, максимальная дистанцированность государства от личной жизни.

В общем и целом, в "Философии" есть, о чем почитать, и есть, что для себя вынести. Можно со многим не соглашаться (например, легализация убийства, искусственное сокращение численности населения, подчиненность женщины мужским желаниям, примат законов природы), но вместе с тем, будь здесь лишь те идеи, с которыми согласятся большинство читателей, книга не была бы столь интересной. Де Сад - провокатор, но убежденный в том, что его видение общественно-политических отношений - единственный путь к счастью нации. Подобная убежденность в своих взглядах невероятно привлекательна, а то, что идеи сопровождаются действием (пусть и чрезмерно провокационным), лишь добавляет изюминки, присущей исключительно маркизу.