Больше рецензий

30 января 2019 г. 10:01

2K

4 Надо жить, пока живётся

Как-то я пошутил, что Фредерик Бегбедер - это плод любви Чарльза Буковски и Харуки Мураками. И ведь правда, у одного альер-эго - равнодушный бабник, а другого - романтичный меланхолик. Где-то посередине затесался Марк Маронье - альтер-эго Бегбедера, что-то среднее между Маркизом де Садом и его жертвами.
Примечательно, что в остальных двух частях Одиссеи Маронье (предыдущая и идущая после) образ Марка более рафинирован лирическими мотивами - в первом юности, в последнем - всепоглощающей любви. Здесь же он, вроде как, светский львёнок на свободных хлебах, не обременённый узами любви, поэтому балагурить себе может позволить вволю.
Однако, ввиду своей лирическо настроенной натуры, оторваться вовсю у него не очень-то и выходит: подкаты слишком изощрёны, шутки - излишне интеллектуальны. Образ Марка как бы растворяется во всей вакханалии, что происходит вокруг него, и всё что ему остаётся - это с усердием стоика описывать маленький Апокалипсис, который случился на площади Мадлен, Париж.
Воображения у писателя не занимать - с чуть ли не Льватолстовской скрупулёзностью представляет он нам типичный портрет французской богемы начала 90-х. Тут тебе и новомодный диджей прямиком из Японии, и репортёры, бизнесмены, шоумены, шарлатаны, светские львы и львицы - словом весь свет беспечных прожигателей жизни, которые ищут лекарство от болезни более страшной чем смерть - скука.
Стандартный набор - выпивка, наркотики, беспорядочные половые связи - всё в ассортименте. Когда читаешь роман, невольно погружаешься в те славные времена 90-х, когда всё вышеперечисленное было на пике популярности, а также были постоянные рейвы, тусовки и... настоящая любовь.
Но тут всплывает первый минус книги - всего как-то маловато. Описанное в книге (если не считать того, что действие происходит в огромном унитазе, у которого существует реальная система слива) напоминает типичную "вечеринку с бассейном". Происходящее не удивляет, так как случается почти повсеместно. Но, опять-таки, всё это издержки времени, так что объективно не такой уж это и минус.
То что у Бегбедера не книга, а постмодернисткий бардак - дело вкуса. Вангую, что есть такие люди, которые скажут, что в книге ничего не понятно и вообще всё бред. Не соглашусь - понять суть происходящего не сложно, просто один вопрос понять, а другой - испытать определённые эмоции от прочитанного. Лично меня данный бред не удивил, но совру, если скажу что читал без удовольствия.
Эрудиция автора остаётся на совести автора... Не очень люблю, когда автор выпендривается и играет в интеллектуала, но тут и без различных аллюзий поле не паханное, так что сочтём это такой же литературной условностью, как описание боевых действий у Толстого.
P.S. Каникулы в коме - вполне подходящее название для моих зимних каникул, так как весь месяц я валялся дома и плевал в потолок. Отсюда и положительная оценка книге.