Больше рецензий

23 января 2019 г. 17:43

517

5

Знаете, что я сделала, когда у меня впервые в жизни появился интернет? Нашла и скачала книги М.Е. Сергеенко. Я о них давно мечтала, т.к. читала тогда про римский быт, а книги эти - классика в нашей стране. С тех пор книги Марии Ефимовны я перечитывала много раз, даже помню некоторые пассажи наизусть. Но сейчас перечитала "Простых людей" впервые за много лет. Сергеенко осталась Сергеенко. Всё тот же тёплый, сердечный стиль. Всё тот же прекрасный язык, богатый лексический запас, стремление всегда выражать мысль по-русски - даже общеизвестных латинских терминов (вроде "вигили") М.Е. по возможности избегает. Её приятно читать даже просто так, ради хорошего языка и заряда доброты.

"Простые люди Древней Италии", как ни странно, оказались научпопом. о_О Мне они, почему-то, запомнились со ссылками и библиографией, но ничего такого здесь нет. Это не значит, что автор что-то выдумала от себя. Я читала и узнавала информацию из римских авторов, из известных надписей и фресок. Задайся кто-то целью проставить ссылки на источники - книга была бы заполнена примечаниями.

Рассказ идёт о 12 "профессиях" простых римлян: пекари, пожарные, актёры (много места уделено актрисам!), гладиаторы, цирковые возницы...
Единственная "отсебятина", которую позволяет себе автор - это психологические портреты разных групп людей, которые пытается восстановить М.Е. По-моему, получается у неё хорошо. Даже в главе о гладиаторах - хотя гладиаторские игры автору непонятны и отвратительны - М.Е. не забывает упомянуть о том, что некоторым это занятие нравилось: они писали жалобу на то, что игры устраиваются редко и мастерство их "ржавеет".

Главный недостаток книги - это год издания. За более чем 50 лет наука двинулась вперёд и книга успела слегка устареть. В основном, это сказалось на главе про гладиаторов. У М.Е. всё ещё щадят/добивают гладиаторов повёртыванием большого пальца руки... Ну, и общее отношение к рабам и гладиаторам. В XIX-XX вв было принято жалеть рабов, видеть в них невинных страдальцев и т.п. Нет, Сергеенко от реальности не уходит, она не забывает упомянуть и о грубости, и о неразвитости низших классов, но упор делает, всё-таки, на сочувствии. Вот самая коробящая современного циничного человека цитата (их там не больше трёх):

Ознакомившись со всем этим материалом, испытываешь мучительное недоумение и растерянность: мы не в силах понять людей, теснившихся на скамьях амфитеатров. Со щемящей ясностью можно представить себе, что творится на арене; от этих ручьев крови, от этих сотен трупов становится физически плохо.

Меня тоже от этой цитаты коробит. И немного стыдно от того, что не чувствую ни недоумения ни тошноты по поводу крови и трупов на римских аренах. Но отношение Сергеенко типично для человека, который получил образование ещё до революции.
Книга хорошо пошла как лекарство против осенней хандры. Жаль, она такая маленькая.

Комментарии


У М.Е. всё ещё щадят/добивают гладиаторов повёртыванием большого пальца руки...

Миф? Не было такой практики?


Если коротко: мы не знаем. Скорее всего, нет.

Если длинно, то вот вам под спойлером многобукаф. Длинная цитата из "Гладиаторов" Носова.

спойлер

Если с криками, сопровождавшими приговор публики в отношении гладиатора, все достаточно ясно, то в отношении жеста, соответствующего этим выкрикам, до сих пор нет единого мнения. Еще в XIX веке широко распространилось мнение, будто призыв к смерти сопровождался поворотом большого пальца руки вниз, а призыв пощадить гладиатора — поднятием большого пальца вверх. Неизвестно, кто первым высказал такую точку зрения, но до нас не дошло ни одного однозначного (ни письменного, ни иконографического) свидетельства данного факта. Только Ювенал в одной из своих сатир говорит, что гладиаторов приговаривали к смерти поворотом большого пальца. Однако он не уточняет, каким образом должен быть повернут боль-шой палец. Еще менее ясно высказывание Горация, который говорит о неком жесте поощрения движением больших пальцев (возможно, обеих рук). Речь идет о детской игре в войну, а не о сражении гладиаторов.

Сегодня интерпретация ΧIΧ века ставится под сомнение. Так. М. Юнкельманн полагает, что смертный приговор означало поднятие большого пальца вверх, о кулаке с опущенным вниз большим пальцем он вообще не упоминает. В другой работе он предполагает, что движение кулака с большим пальцем вообще могло не иметь решающего значения, Существуют и иные версии. По одной из них требование добить побежденного гладиатора подтверждалось повернутым к груди большим пальцем, по другой - раскрытой ладонью, согласно третьей, повернутый вниз большой палец означал прощение, наконец, по четвертой версии прощение даровалосьвзмахом носового платка. Надо отметить, что никто из исследователей не приводит ни одного серьезного доказательства, поэтому все эти версии стоит рассматривать не более как предположения. Вне всякого сомнения, вопрос остается открытым до сих пор. Ясно только, что к широко распространенному сейчас мнению стоит относиться весьма осторожно, так как оно весьма спорно и ничем не подтверждено.
На единственном барельефе, вероятно связанном с этим решающим моментом, можно видеть сидящего побежденного гладиатора и стоящего над ним победителя с поднятым мечом. Некая фигура, предположительно эдитор, подает жест рукой. В этом жесте большой палец прижат, а указательный и средний вытянуты. Возможно, этот жест означал помилование. Вообще, удивляет невнимание античных скульпторов и художников к этому фатальному моменту, Из огромного количества памятников с изображениями гладиаторов только на одном представлена эта фаза боя, и то предположительно. Может быть, жест вообще не имел решающего значения?

Вне зависимости от того, что означал повернутый вверх или вниз большой палец, остается непонятным, как эдитор мог узнать мнение большинства. Мы знаем, что устроитель игр ориентировался на мнение не столько сенаторов и всадников, занимавших первые ряды, сколько именно на мнение толпы, сидевшей наверху. Но в больших амфитеатрах разглядеть, какой знак подавала публика в верхних рядах, было практически невозможно. Крики также, скорее всего, сливались в единый гул. Можно лишь предположить, что существовали специальные служители, проходившие вдоль рядов и сообщавшие эдитору мнение большинства.

свернуть

Филен данк за развернутый ответ.

Да, наверное, логично, что пальцы вряд ли были бы видны внизу. А уж тем более если учитывалось мнение толпы - то, наверное, и подавно. К сожалению, не бывал в Колизее - было бы интересно прикинуть с разных точек видимость - чисто ради спортивного интереса, конечно же.

Поэтому, наверное, и не нашло отражение в исторических памятниках - казалось бы, такой драматический момент - ан нет. А пробежку по рядам смысла нет увековечивать.

Зато в кино как смотрится красиво - палец вниз/ вверх. Такой штампищще. И главное - как правдоподобно смотрится!