Больше рецензий

psyho_dmitry

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 января 2019 г. 08:21

2K

4

Я не помню, как я узнал о Льве Шестове. Помню, это было пару лет назад. Вполне вероятно, что о нём говорил Пётр Рябов в какой-нибудь своей лекции. Как бы то ни было Шестов попал в мою культурную программу. Знакомство прошло удачно. Шестов пишет изумительно, ярко, афористично. Вроде бы философия, но настолько литературная, что зачитаешься.
Шестов даёт своеобразный дисклеймер в предисловии, говоря, что за подобный стиль изложения его будут ругать. Мол, в среде русских философов принято последовательно и логично доказывать свою точку зрения. Здесь же — набор афоризмов, скачущих в казалось бы хаотичной последовательности, по мере появления в голове автора.
Я думаю, практически каждый афоризм можно развить по крайней мере до самостоятельной главы, но тогда бы мы получили не краткую выжимку «Апофеоз беспочвенности», а своеобразную «Войну и мир».
Впрочем, кое-где как раз хотелось продолжения. Однако, это самое продолжение мы можем сделать уже самостоятельно. «Рассуждай!», как бы подсказывает автор.

В творческом беспорядке сложно собраться с мыслями, но приятно в них утопать.
Чтение «Апофеоза» наталкивает на мысли о влиянии, испытанном и оказанном. Я не мог избавиться от мысли, что у Шестова проскальзывают идеи Спинозы, что в каком-то месте отчетливо слышится будущий Выготский, а его понимание Достоевского и особенно «первое и существенное условие жизни – это беззаконие. <...> Беззаконие – творческая деятельность.©» - это абсолютно точно зародыш «бунтующего человека» Альбера Камю. Отдельное внимание привлекла полемика Льва Шестова со Львом Толстым. Шестов крайне уважает и любит Толстого. Признает его величайшим художником, отмечает переход всей мировой литературы к реализму, вслед за Толстым (правда само отношение к реализму у Шестова не однозначно). При этом явно не принимает философский путь Толстого: недеяние, анархизм, понимание Евангелия. Вырисовывается примерно такая позиция Шестова по Толстому: Толстой гений и величайший художник, который на старости лет сошел с ума, стал солипсистом и анархистом. Очень странно, что здесь закончилась гибкость и широта мышления Шестова. В отношении позиции, кстати, «Апофеоз» несколько лихорадит. У автора явно есть противоречия. Динамика мысли. Одновременно восхваление Ницше за разрушение морали и порицание Толстого за это же. Одновременно критика института школы и законов, призыв «думать своим умом», и непринятие анархии и солипсизма (упоминаются именно в негативном ключе, почти как ругательства). Пожалуй, за этой динамикой и интересно следить. В этом и есть апофеоз беспочвенности.
О чем всё-таки эта книга? Да ни о чём. Это просто интересная беседа с умным, думающим человеком.