Больше рецензий

Melkij_Parazit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба (О да, эксперт! Все вздрогнули!))

8 января 2019 г. 11:50

946

3

И когда исцелился Тристан и увидел красоту Изольды, – а она была так прекрасна, что молва о ее красоте обошла всю землю, – пал он духом и помутились его мысли. И решил он, что попросит ее в жены себе и никому другому, ибо тогда достанется ему прекраснейшая женщина, а ей – прекраснейший и славнейший рыцарь на свете. Но потом рассудил, что будет это величайшим вероломством: разве не поклялся он перед столькими добрыми людьми, что привезет Изольду своему дяде? И если не сдержит он своего слова, то будет навеки опозорен. И порешил он, что лучше сберечь свою честь, уступив Изольду королю, чем завладеть Изольдой и тем навлечь на себя бесчестье.

Вначале сразу оговорюсь – я читала версию романа о Тристане и Изольде в прозе, опубликованную в 22 томе Библиотеки всемирной литературы в 1974 году. Основой этого варианта служила довольно поздняя редакция сюжета XV века, которую в середине 19 века собрал Пьер Шампион. С одной стороны - аутонтичненько. С другой, чувствую, после литературной обработки книга могла бы мне понравиться... Ну не совпадают представления о любви и чести современные и принятые 7-8 веков назад!

Обычно я ставлю книгам, подобным «Тристану и Изольде» высокие оценки или не оцениваю вообще. Ну, если произведение не затерялось во времени – значит, что-то в этом есть, правда?

Но в данном случае я столько слышала о «Тристане и Изольде» именно как об истории роковой любви… При чем в рейтинге роковых любовников Триста и Изольда прочно держатся за место в первой десятке даже в наш просвещенный 21 век!!!! Ну, давайте считать что оценка чисто субъективная и именно за «любовь».

Что я ожидала – историю, в которой герои под давлением чувств идут против морали и социальных норм общества. Что я получила? Историю с любовным напитком, выступающим оправданием всем нелицеприятным поступкам «влюбленных».

Сюжет довольно прост. Тристан знакомится с Изольдой и говорит о ее красоте своему дяде королю Марку. Тот отправляет Тристана сватать Изольду (для дяди). Возвращаясь обратно, Тристан и Изольда по ошибке пьют любовный напиток и Тристан (цитирую) «лишает Изольду звания девственницы» ( о да, мой внутренний голос мечтательно прикрыл глаза и «намечтал» себе медали «девственница-героиня III степени», «ветеран девственного труда» и т.д. и т.п. Ну вот что с ним делать, а?!)))).. Между ними вспыхивает такая любовь, такая любовь, что Тристан отдает Изольду в жены дяде, а потом тайком спит с Изольдой под носом своего дяди. Дядя догадывается. Все страдают.

Но можно ли назвать любовью чувство, которое имеет искусственное происхождение? Тристан, благороднейший и прекраснейший рыцарь, не задумывался о женитьбе на Изольде, пока не испил любовного напитка. Не задумывается и после. Он спокойно отдает Изольду в жены дяде королю Марку, ведь честь для него важнее любви. Он так же спокойно наведывает Изольду в опочивальне мужа, и в данном случае страдает исключительно честь короля Марка. Делает он это не ради искреннего чувства, во имя которого герой в муках переступает через себя и поступается честью, предавая ради своей любви доверие своего дяди Марка. Делает он это потому, что влюбился по принуждению, выпив афродизиак. И на смертном одре Тристан считает нужным оправдаться перед дядей, дескать, «это не я, это все любовный напиток». Таким образом, любовь Тристана – нечто постыдное, требующее оправдания. А вот рога на венценосной голове короля Марка вызывают у Тристана и Изольды злорадство, «вот как ловко мы его провели!». Вот знаете, не понимаю я ни такой любви, ни такого понятия о чести.

По поводу Изольды мне как бы мало что сказать. Ну, женщина во времена создания этого сюжета считалась существом глупым и ведомым. Поэтому сложно считать постоянно изменяющую мужу Изольду самостоятельным персонажем. Есть героини в этом романе, которые совершают гораздо более смелые поступки. Изольда приказывает убить служанку за то, что та знает слишком опасный секрет своей госпожи. Но через пару глав Бранжьена вновь появляется в покоях госпожи, и ее верность воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Ну, зарезать в лесу приказали… С кем не бывает! Другая Изольда, жена Тристана, лжет о цвете парусов, мстя за пренебрежение мужа и его любовь к сопернице. Оба эти персонажа нераскрыты, но гораздо интереснее чем «влюбленная» Изольда. Опять же, что за напиток такой избирательного действия, если Изольда не узнает Тристана, переодетого сумасшедшим? Ему приходится прямым текстом говорить возлюбленной кто он, совать под нос перстенек, чтобы наконец добиться узнавания… И что же за такой напиток, если Тристан женится на другой, выбрав, такое впечатление, невесту по имени (тоже Изольда)?

Вот самое потрясающее в этой книге – то, как герои умудряются одной задницей сесть на все стулья!!!

Вообще я считаю очень правильным замечание читателя VasilisaAltynnikova, которая вполне аргументировано говорит что роман «Тристан и Изольда» вряд ли является рыцарским романом. Дело в том, что «Тристана и Изольду» я прочитала на волне увлечения биографией Алиеноры Аквитанской, считавшейся прародительницей куртуазной культуры и «куртуазной королевой». Куртуазный любовный сюжет, fin’amors – это конечно не для простых умов, я вот не могу сказать что понимаю его логику. Но в нем очень важную роль играет именно неразделенная любовь, ухаживания рыцаря за благородной дамой, часто – женой его сеньора, во имя любви к которой рыцарь совершает подвиги и выигрывает турниры. Fin’amors – это не история о том, как рыцарь за спиной сеньора сексуально удовлетворяет его жену. Это - НЕУДОВЛЕТВОРЕННОЕ любовное желание, которое становится стимулом для саморазвития каждой из сторон, fin’amors - путь к развитию, обогащению влюбленного. Рыцаря оно понукает одерживать славные победы во имя Прекрасной Дамы, дама совершенствует свою мудрость, манеры, безупречную репутацию и набожность, чтобы быть достойной такой любви и такой преданности.

В данном случае никакого любовного томления нет и в помине. Тристану Изольда достается просто так. Бухнули – переспали. После чего, в каком-то своем извращенном понимании чести, оба «виновника», поджав хвосты, замели следы, подложив Марку в первую брачную ночь вместо «порченой» Изольды ее служанку Бранжьену. Ну и продолжили встречи, потакая, такое впечатление, не любви, а похоти. Все "испытания", которые выпадают на долю Тристана, под пером Бокаччо превратились бы в сюжеты для плутовского романа с пройдохой-любовником и веселой женушкой, что не прочь поблудить пока муж в отъезде. Но герои СТРАДАЮТ....!!!!!!!

Идея любви как возвышенного, облагораживающего чувства в романе "Тристан и Изольда" теряется напрочь.
картинка Melkij_Parazit

Комментарии


А не является ли чаша с любовным напитком тут символом, а не объективным понятием? Возможно, это символ внезапно возникшей любви? Ибо если бы главные герои не любили друг друга, а испытывали только физическое влечение, то с чего тогда после смерти кусты, выросшие из их тел сплелись, а сама их история стала легендой о любви?


Знаете, вы задали такой вопрос, на который с ходу и не ответишь )))

Вначале коротко - мне нравится ваша интерпретация, но я сама не склонна видеть в чаше то, что видете вы.)

Проблема в том, что есть несколько версий легенды, и в общем, они друг другу иногда даже противоречат, так что нельзя сказать что сюжет очень продуман и логичен, а чаша с любовным напитком вначале текста как-то связана с терновником в финале (это не ружье на стене, которое к финалу обязательно выстрелит)))). Например, есть версия легенды, где Изольда сама поднесла Тристану любовный напиток. Якобы у нее был жених которого зарубил мечом Тристан. Она по зазубреному мечу и осколку опознала в Тристане убийцу и принесла ему яд под видом напитка примирения. Случайно вместо яда это оказался любовный напиток. В моей версии романа убить Тристана хотела мать Изольды, потому что по зазубреному мечу и осколку из черепа своего племянника опознала в Тристане убийцу родственника, но она пыталась зарубить рыцаря и их помирили.

Я читала текст, которому не быть сценарием для любовной драмы, он довольно архаичен. Вот предсмертная записка Тристана:

«Моему дорогому дяде, королю Корнуэльса Марку, от Тристана, его племянника, – привет. Сир, вы послали меня в Ирландию, чтобы я привез вам в жены Изольду. Когда раздобыл я ее, была она отдана мне, чтобы я доставил ее вам, ее мать приготовила напиток из настоянного на травах вина, и свойство этого напитка таково, что испивший его должен непременно полюбить ту, кто изопьет его вслед за ним, и та тоже. И знайте, сир, что вверила она кувшин с тем напитком Бранжьене и заповедала ей, чтобы никто не пил его, кроме вас и дочери ее Изольды; а вы с ней должны были испить его в первую брачную ночь. И когда были мы в море, стояла такая жара, что, мнилось мне, вся вселенная вот-вот от нее задохнется. И я возжаждал и попросил пить, и Бранжьена по оплошности подала мне этот напиток, и я испил его, а вслед за мной Изольда, и с той поры влюбились мы друг в друга. Теперь вы сами видите, сир, что не по своей воле полюбил я Изольду, а был к тому приневолен. Делайте же теперь все, что вам заблагорассудится, и да хранит вас господь!»


Это ж какое слово - "приневолен"! Типа, копытцами упирался, рожками упирался, все равно заставили!!! Таким образом, получается в современных терминах, что Тристан не принял своих чувств и склонен искать оправдания где-то на стороне. Там, "бес попутал", "она меня чем-то опоила" и т.д.

Что касается терновника на могилах... В этом романе есть много мифологических элементов, знакомых мне еще из сказок братьев Гримм ( а они их не выдумывали, а записали в литобработке). Например, служанку, которую Изольда тайно приказала убить, ведут в лес и там рассказывают о приказе Изольды. Бранжьена разжалобила своих убийц, они ее отпускают, а Изольде приносят сердце убитой собаки. Знакомо, правда? "Белоснежка", как минимум. У Бокаччо есть такой сюжет. Кто у кого позаимствовал? Почему именно сердце собаки? Символ "собачей преданости" служанки? Или просто два раба которых отправила "на дело" Изольда, в лесах "Корнуэльса" не могли подстрелить какого-нибудь льва или грифона? Во-первых, не водятся, во--вторых, не по чину, они всего-то рабы, а грифонов убивали полноценные рыцари!

Рыцарь, который сражается с драконом - см. легенду о Георгии Победоносце "Чудо о змие".

Уверена, ерновник я тоже где-то видела...

Еще "страшнее" мне было, когда я попробовала ознакомится с трактовкой чаши с точки зрения литературоведов. Так вот, чаша с любовным напитком - это символ связи между человеком (Тристан) и душой (Изольда). Когда в ней яд - это смерть, которая примирит человека с душой. Когда любовный напиток - это любовь, что их соединяет и дальше они вместе предодолевают невзгоды.

Или же Тристан - это человек, который разрывается между низменными желаниями (Изольда) и царством небесным. Когда он умирает, умирают и его желания, он достигает вечной Любви, которая трактуется совсем не как "жили они долго и счастливо, и было у них с Изольдой 20 детей".))).

В общем, это как тест Роршаха. Кто что видит )))))