Больше рецензий

Targos

Эксперт

Очень вредный критик

6 января 2019 г. 19:04

682

5 "Любая постройка имеет право выглядеть так, как была задумана."

Нестандартная книга, которая равнодушным точно никого не оставит. Но почему-то, мне кажется, что произведение рассчитано не для массового читателя, а для людей, которые любят Прагу – а в особенности её средневековый образ, постройки, историю. Поэтому хочу сразу предупредить всех желающих прочитать данную книгу в поисках мистики и круто раскрученного детектива – проходите мимо. Текст в первую очередь не об этом…

Львиная доля содержимого уделена описанию храмов чешской столицы, их истории, образов. Где-то восхищение, где-то непонимание. Представьте шикарные мозаичные витражи, старинные алтари, грациозные и мрачные башни часовен, страшные статуи и скульптуры – будь готика, или классицизм в архитектуре, а может и барокко или модернизм – всё можно найти на свой вкус и цвет в Праге. Вот только главный герой произведения любит бродить в основном у определённых храмов и наслаждаться их запахом, историей и просто воспоминаниями. Загадки загадками, поэтому несколько сюжетных секретиков приоткрою. Причём повторюсь, что сюжет идёт в дополнение к чешскому строительному антуражу.

Наш герой, с весьма необычным для него именем Кветослав, и тем более необычной фамилией Швах испытывает ряд жизненных проблем и неудач. Происходит это у него повсеместно. Виной всему считает своё имя, из-за которого, над ним многие потешаются, что вынуждает его просить всех называть простым "К" (сразу вспоминается К из Процесса Кафки, хотя то фамилия). Мало того, что родители обидели именем, так и сам уютный семейный очаг был невозможен изначально. Мать – вполне ленивая и непонятная особа, отец – Дон Жуан гуляющий направо и налево при первой возможности. Как легко догадаться, счастья ждать не стоит – и приходится вести самостоятельный образ жизни. Учёба должна спасти от проблем, но, это, как всегда, не так. То потехи от однокашников, то проблемы со знаниями, потому что снова где-то что-то не то выбрал наш К. Но филигранный талант написания стенгазет- как залог успеха в дальнейшем обучении гимназии и в университете. Но как это обычно бывает, мнительный характер персонажа, который то стесняется всех, то боится, то высокомерно не понимает - делает своё дело. Учёба брошена. Злость на всё и вся – и как неожиданный итог, после очередного обучения (уже в полицейской академии) – служба в правоохранительных органах. И вот судьба готовит ряд подарков, где из-за своей халтурности убивают женщину-инженера Пенделманову, живого пережитка коммунистического режима по его недоглядке. Увольнение, непонимание и депрессия. Потом (и это, пожалуй, единственный случай в книге) спасение другого архитектора Загира, подвешенного к колоколу храма. Вот тут дальше и начнётся…. Странный рыцарь из Любека Гмюнд со своим прокаженным и чудаковатым напарником с необычным предложением подработать, оторванные ноги на флагштоках, жестоко убитые подростки за осквернение, письма с угрозами, булыжники, странное общение с коллегой по долгу службы Розетой, или тем более странное общение с женой своего преподавателя, архитектурный диспут об открытых пустотах на оживлённой площади, оторванная голова и храмы, храмы, храмы….. Много храмов, их описаний и образов. Не забудем про загадочные видения нашего персонажа, которые можно посчитать бредом шизофреника, но высоко ценимые великаном иностранцем. А всё ради целей загадочного и тайного сообщества, мечтающего восстановить искомый образ храмов и образ жизни, как в 14 веке. А для этого им нужна помощь нашего Кветослава. Где обманут, где подскажут, где напугают, но цель будет достигнута. Ведь персонаж сам по себе с большим приветом: любит замки и архитектуру тех времён, но терпеть не может исторические факты, хотя в целом их хорошо знает. И снова храмы…….

Несколько слов хочется добавить про персонажей, реалистичность и композицию книги в целом. Люди получились живые, со своими приветами и завихрушками. Кветослав – ходячие пособие того, как не надо жить, как не надо себя вести, как не стоит думать. Много странностей в поведении, мнительность в общении, странный подход в поведении с девушками – всё это очень раздражало. Хорошо, что хоть ни каких соплей не пускалось, а то это был бы полный коллапс. Автор это прекрасно понимал, поэтому образ ему удалось удержать в рамках баланса. Если судить о парочке Матиаша Гмюнда и его верного с подручного Раймонда – то и тут писатель успешно выигрывает на контрасте. Лысый интеллигентный великан с бородой, и сумасшедший кривоногий убогий и озабоченный. Со временем эти персонажи раскрываются и становится весьма любопытно читать про них. Хочется отдельное слово посвятить главе полиции, полковнику Олеярже. Надменный заносчивый, но в тоже время страдающий от постоянно текущей чёрной жидкости из уха, затыкающий его шелковым платком. От этого может затошнить любого, но насколько всё реалистично получилось. Или Розета, как позже выяснится, страдающая от булимии: то кубышка, то высохшая монахиня с проваливающимися глазами, чего говорить и о переменах в характере. У Милоша Урбана все персонажи вышли живыми, не картонными, со своими характерами и проблемами, а главное с специфичным поведением и особенной моралью. Реалистичность так вообще местами доводит до ужаса. Помимо вышеупомянутой чёрной жидкости из уха, реалистичность и жестокость убийств, особенно до безобразия ужаснуло, но впечатлила гибель подростков и архитектора ближе к финалу (особенно оторванная голова, которая катится куда то) – это не кровь, кишки мясо, это в первую очередь холодный психологизм, который заставит побледнеть. Или увиденная Кветославом сексуальная сцена Гмюнда с той же Резотой и подглядывающим за ними Раймондом…. Благодаря такому подходу к произведению, со стороны автора, интерес к процессу чтению был максимальным. За что ему огромное спасибо.

Можно сделать вывод, что это необычный литературный миксер по-чешски. И выполнен весьма оригинально. Что лично мне понравилось. Не смотря на обильное описание религиозных построек, улочек и некоторой историчности – достигается самая главная цель – удаётся полностью погрузится во всё происходящее, в те места, прожить каждый шаг персонажа – как будто смотришь какой-то фильм, где действия происходят на фоне грандиозных и величественных строений. Учтём, что события развиваются осенью и вначале зимы, это дополняет некоторую депрессивную нотку (да и опять же про Кафку не забудем, ведь есть общие стилистические похожести, хотя последнего читать тяжелее), но снова эти же храмы не дают сильно загрустить. Но, что больше всего меня приятно поразило- по характеру повествования — это произведение можно смело отнести к нашим, а в особенности моим любимым скандинавам. Моральные проблемы, политические исторические и религиозные споры на фоне не сильно выраженной детективной линии. И вуаля… Но добавим ко всему действию определённую схожесть развития сюжета (хоть и косвенно) с «Маятником Фуко» Умберто Эко (одно из моих любимых произведений), то получается высокоинтеллектуальное чтиво.

Что касательно мистики. Приведений и призраков вы не увидите. Но некоторые загадочные легенды, странные образы людей из прошлого во время очередных приступов К – всегда пожалуйста. И всё будет вертеться по поводу архитектуры. И промахов 80-ых годов прошлого столетия, ведь все убийства окажутся связанны в одну страшную тайну, погубившую не одну жизнь, в связи со строительством обычного панельного дома…. Но это интерлюдия к довольно красочному финалу (хотя эпилог немного подкачает) впечатлений хватит надолго после этой книги. Заслуженная 5.

картинка Targos

Книга прочитана в рамках Лампомоба 2018. Огромное спасибо за оригинальный и уникальный совет Myth_inc

Комментарии


Очень рада, что понравилось!
Спасибо за подробный отзыв)