Больше рецензий

M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 января 2019 г. 21:44

387

5

Танит Ли "Серебряный любовник". В авторском сборнике "Игроки зимы", изданным еще - оуу... )) - в начале 90-х. В 1993 году. У меня с автором очень сложные отношения... в общем, не мой это автор, и ее произведения я практически не воспринимаю... )) а когда их все-таки удается в себя впихнуть, то моментально забываю, о чем там было и про что. ))) Ну вот, собственно, с остальными произведениями, включенными в сборник (вроде это все было чистое, классическое фэнтези), так и получилось. Прочитала. Забыла. Не помню ничего. Перечитывать ни в коем разе не собираюсь. )))) боже упаси... )))

В общем, единственным исключением в авторском творчестве для меня является эта небольшая повесть, которую я начала читать тогда же, по горячим следам, потом отложила, потому что книжка причиняла боль... и вот она мне попалась на глаза и я таки дочитала ее спустя четверть века. (столько не живут, как я читаю! ))) ) Заливаясь слезами. Не люблю трагедии. ((

Сюжет: простой, но действенный. Будущее, серьезное развитие науки и техники, но в то же время углубившееся классовое неравенство и социальное расслоение. Немногочисленная элита уже практически выделилась в отдельную касту, являются в буквальном смысле слова небожителями, поскольку проживают в высоко парящих над гетто бедноты особняках. Они даже дошли до того, что могут по собственному желанию изменять свой организм, всякую там биологию, физиологию... Девушка Джейн, шестнадцати лет, относится как раз к элите общества, но в отличие от своего ближайшего окружения чувствует себя несчастной и неприкаянной. На фоне своей блистательной матери, властной и деспотичной, которая руководит каждым ее шагом, и своих "друзей", которые считают себя артистическими и креативными, Джейн совершенно теряется. Но однажды случается нечто, что мгновенно переворачивает жизнь Джейн сверху донизу. В ходе очередного безумно-творческого загула своей кампании Джейн видит настоящего ангела... Точнее, экспериментальный продукт электронных и биотехнологий - серия киборгов, максимально похожих на людей, предназначенных для того, чтобы скрашивать досуг хозяев, удовлетворять всевозможные сексуальные фантазии и услаждать различными искусствами. Ради интереса приятели Джейн арендуют одного такого киборга - просто пикантная изюминка на один вечер. Но Джейн чувствует, что не может расстаться с Сильвером (техническое наименование серии), не может жить без него. Собрав все свои карманные деньги, распродав все свои личные вещи, Джейн выкупает у приятельницы Сильвера, чтобы скрыться внизу, в трущобах. Джейн решилась разрушить свою привычную беззаботную жизнь - но хватит ли ей запрограммированного на любовь робота? Или действительно, как твердо верит Джейн, Сильвер - это не только машина, но и нечто большее? Может ли он любить сам по себе? принимать собственные решения? Является ли он разумным? Но ведь Сильвер может творить... Ну и, естественно, по законам жанра, даже если саму Джейн все устраивает, общество не позволит подобного вопиющего мезальянса - человек и машина! Общество даже не собирается допустить самого существования машин, превосходящих человека...

Совсем небольшая, но пронзительная история. Автор превзошла саму себя (я считаю )) ) и глубоко сомневаюсь, что потом ей удалось повторить такой эффект. )) Все ясно, четко, выразительно (обычно-то автор норовит затопить все чрезвычайно красивыми, но запутанными и от того бессмысленными описаниями ))) ). Глубоко проработанные и психологически достоверные образы - Джейн, Сильвера, приятелей Джейн, даже случайных прохожих на улицах... Острый конфликт, который болезненно и жестоко разрешается. Трагедия.

Мне представляется, что данная история в некотором смысле - такой себе парафраз "Ромео и Джульетты". (Не читала и не смотрела )) поскольку не люблю трагедий... но знаю в общих чертах по принципам Байяра ))) ) Там - влюбленные из двух враждебных кланов, здесь - представители, так сказать, двух рас... человек и машина. И там, и тут общество жестко осуждает противоестественный союз и преследует влюбленных, которые в итоге погибают... Ну, то есть, здесь Джейн умирает, но смерть оказывается только клинической - достижения НТП! Если это так, то любопытно проследить, как автор играет с классическим сюжетом. В каноне же, кажется, это Ромео обращает внимание на Джульетту и сразу в нее влюбляется, после чего добивается своей любимой? Здесь Джейн обращает внимание на Сильвера и делает все, чтобы заполучить его себе. Там были какие-то докучливые молодые аристократы, с которыми Ромео о чем-то там повздорил вплоть до дуэли (это для меня все в тумане )) ) Здесь - омерзительные близнецы Джейсон и Медея, которые преследуют Джейн и издеваются над ней. Ну и сцена с разлучением влюбленных и их смертью (за кадром) тоже, как мне кажется, несет какие-то параллели...

Вообще, автор тут вскрывает смыслы и противоречия... Киборг Сильвер считается машиной, с заданными программами, то есть, он не является самостоятельной личностью, в понимании человеческого общества, и должен рассматриваться как неполноценное существо... и уж тем более, не может и не должен быть свободным. Но Джейн - чистокровный человек, однако является ли она по сути самостоятельной личностью, свободной и т.д.? Если она полностью подчиняется матери, которая даже сама устанавливает ее физический облик... Подчиняется приятелям и сложившимся в их группе (и далее - в обществе) отношениям. Она даже не находит в себе сил отделаться от них всех, хотя чувствует себя с ними несчастной. Не видит в этом смысла. Смысл появляется только, когда в ее жизнь входит Сильвер, только тут для Джейн становится возможной исключительно своя, не такая как у других, жизнь.

Кстати, по поводу финала - мне тут еще кажется, что здесь заложен маленький нюанс. ))

спойлер
Вот тут показано, что Джейн и Сильвер попались в лапы электронной корпорации, потому что о них донесла туда ближайшая подруга Джейн, Египтия. Джейн рассуждает, что Египтия почувствовала себе угрозу в лице Сильвера, поскольку он был лучше нее в плане творчества, поэтому и сообщила о нем корпорации, которая к тому времени про него уже и позабыла. Но я думаю, что тут можно рассмотреть и по-другому! Думаю, что Египтия не могла почувствовать себе угрозу в творческом плане... она абсолютно эгоцентрична и к тому же она изначально воспринимает Сильвера, как машину, неодушевленное существо. Тут как раз все логически обосновано - в силу своей эгоцентричности, будучи поглощенной подготовкой к спектаклю, Египтия передала Сильвера Джейн и выкинула это все из головы. Вообще не думала про них, как и о всем прочем мире, поэтому начавшаяся шумиха с прекращением производства человекообразных роботов прошла мимо нее, она слышала, но не задумывалась. И только когда спектакль прошел, и Египтия немножко отвлеклась от него, она услышала про Джейн, которая "сидит со своим роботом", и вот тут она и сопоставила ранее мельком услышанные фразы об опасности роботов, и что Джейн у нее выпросила робота... Она сообщила в корпорацию, потому что искренне считала, что робот может быть опасен. Трагедия, как она есть - влюбленные погибают не из-за происков врагов, будь то зловещая корпорация или мерзопакостные близнецы, а из-за того, что расположенные к ним люди считают, что они лучше знают, что для них хорошо! (ну, то есть, для Джейн... )
свернуть

Интересно, как эта история, написанная еще когда! (в 1981 году) отображается в нынешних циклах о киборгах, которые более-менее популярны (то есть, даже мне попались на глаза )) ) Сильвер, поющий и играющий на улицах для простых людей из бедняцких кварталов, превращающий все вокруг себя в сказку и вечный праздник - разве не тот же Фанк Амара из "Войны кукол"? )) Сильвер, красивый парень с длинными ярко-рыжими волосами - разве не похож внешне на Дэна из Космоолухов... ))) Не знаю, читали ли авторы эту повесть Танит Ли, но всегда можно представить, что Сильвер, уничтоженный в недрах электронной корпорации, но каким-то образом освободивший свое сознание, донес послание не только Джейн (на спиритическом сеансе в эпилоге), но и нашим авторам фантастики. )))