Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

9 декабря 2018 г. 19:23

6K

4

Книга, must have для художников о свойствах цвета. Конечно, уже имеющим художественное образование и которым пришлось изучить цветоведение не в теории, а на практике, книга откроет немного нового, но она отлично упорядочивает знания по полочкам. В наше время уже возникли даже специальные программы, подбирающие к указанному цвету хоть комплиментарные, хоть аналоговые, хоть контрастные цвета, без лишнего напряжения извилин, но мне кажется, все-таки само понимание работы с цветом стоит куда дороже.
Например, меня долго кололо сомнение, правильно ли я помню физические свойства цвета, что цвет возникает лишь в восприятии человеческим глазом и мозгом, и считается, что мир окружающий нас, как такового цвета не имеет. Мы видим цвет благодаря светочувствительности нашего глаза и молекулярной структуре предмета, поглощающей световые волны и изменение этих световых волн приводит к изменению цвета:
Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: "Эта чашка красная", то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создается при ее освещении.

Книгу сложно прочитать на одном духу, как привычный нам non-fiction, все-таки она очень узконаправленная, как учебник по цветоведению (каковым и является). Возможно, не все гладко покажется и в теории Иттена, когда он отходит от свойств цвета и ударяется в психологический аспекты цветовосприятия. Это в первую очередь касается главы "Субъективного отношения к цвету", где с одной стороны, Иттен приводит пример, что психологическое восприятие цвета полностью индивидуально и может разниться от общепринятых цветовых схем, и с другой же стороны, проводит разграничение, как люди определенного типажа имеют определенные цветовые предпочтения, которые очень похожи на примитивные шаблоны:
Типу светлой блондинки будут близки такие темы, как Весна, Детский сад, Крещение, Праздник Цветов, Утро в саду и т.п. Её натурные этюды должны быть пестрыми по цвету и без контрастов светлого и темного. Для учениц темного типа уместно было бы предложить такие темы, как Ночь, Свет в темном пространстве, Осенняя буря, Негритянская часовня, Похороны, Горе и т.п.

Одновременно с подобным Иттен заключает, что субъективная предрасположенность к цвету многое говорит о внутреннем мире человека. Она может отражать его мышление, чувства и характер, иными словами, предрасположенность человека к цвету имеет психологическую основу. Да, это тоже не новость в наше время, а психология цвета активно изучается современными производителями для привлечения определенной категории потребителей.
картинка Aedicula
картинка Aedicula