Больше рецензий

Tsumiki_Miniwa

Эксперт

ещё та фантазёрка

7 декабря 2018 г. 22:23

6K

4 … И жизнь твоя сплошной проклятый компромисс!

Окинув взглядом сей фундаментальный роман, понимаешь, что он есть не что иное, как избалованное, надменное, порочное и горячо любимое дитя автора. Все в нем от слова к строчке, от строчки к абзацу, от абзаца к главе дышит трепетной любовью создателя. Словно вооружившись кистью, автор написал картину, замысел которой взращивался годами, но был труд закончен и, наконец, предъявлен миру. И картина эта, нужно сказать, вышла примечательной, поистине завораживающей и мрачной. В ней напрочь отсутствуют яркие теплые тона. Блеск? Позолота на солнце тоже блестит, но имеет ли хоть какую-то ценность? Нищета? О да, здесь нищета властвует, ведет себя как истинная хозяйка положения, понуждая причинять боль, предавать, совершать омерзительные поступки. Ну а куртизанки… Помилуй бог, ну, может, только одна и была привечаема автором, да и от той осталось лишь краткое воспоминание, пыль на ветру.

Обращаясь к объемному труду Бальзака, не стоит ждать кипучих страстей и причудливых нарядов, грязных меблированных комнат и нескромных вздохов. Не любовь по низкой цене интересовала автора, а зло внутри каждого. Его он препарировал с усердием фанатика, ему поражался, а бедняжка Эстер и честолюбец Люсьен лишь послужили занавесом, до поры скрывающим действие. Однако начнем сначала…
Нищий щеголь Люсьен де Рюбампре тщеславен. Перед лицом общественного признания все средства хороши, и потому он очаровывает дочь герцога Клотильду да Гранлье, не переставая принимать знаки внимания и со стороны других дам высшего света. Истинная цель юноши – выгодная женитьба, способная упрочить его положение, и в достижении ее ему немало помогает его старший товарищ и наставник – аббат Карлос Эррера. Питая отеческие чувства к Люсьену, загадочный аббат Эррера, тем не менее, преследует и личную выгоду от возвышения молодого человека в обществе. Казалось бы, красота юноши и ум хитреца аббата должны бы скоро поспособствовать достижению цели, но… Всегда найдется какое-то досадное но! Люсьен испытывает нежную привязанность к Эстер, бывшей куртизанке, отказавшейся от постыдного поприща во имя любви. Не желая разрыва с возлюбленной, Люсьен под руководством аббата начинает двойную игру.
Герои Бальзака вышли весьма неоднозначными. Их нельзя притянуть к шаблонам добра и зла, их поступки по мере продвижения сюжета можно оценивать по-разному. Взять, к примеру, Эстер. В начале книги своей беспомощностью и покорностью она вызывает жалость и только. Однако если взглянуть на Эстер в финале, нельзя не признать, что в своем развитии она совершает значительный прыжок. Во благо Люсьена она не боится уже осуждающих взглядов, не брезгует шантажом. Смысл ее жизни – любовь, предательство которой равносильно убийству.
Только достоин ли Люсьен подобной любви? Удивительно, но факт: он – наиболее неприятный для меня персонаж в романе. Не терплю безвольных, немогущих страдальцев. На дух не переношу! Люсьен-журналист неплохо излагает мысли на бумаге, Люсьен-искуситель легко покоряет женские сердца. Что еще может Люсьен? Он может отказаться от возлюбленной, потому что с ней не станешь известным и богатым и потому что так повелел аббат Эррера. Он может продать свою любовь за гроши, потому что так посоветовал аббат Эррера. Он может льстить и угождать тем, кто признан обществом, потому что так приказывает аббат Эррера. При необходимости он может порыдать по поводу невозможности соединить в одном человеке красоту и страсть куртизанки и богатство юной леди… На чьем плече? Правильно, на плече аббата Эррера. Любил ли Люсьен Эстер? Люсьен любил славу и деньги – вот единственное, в чем можно быть уверенным. Только куда его мечтам до честолюбивых помыслов самого наставника аббата?
Как раз аббат и наводит на мысль о том, что идея романа и в частности образ данного персонажа взращивались в сознании автора давно. Настолько Карлос Эррера кажется многоликим и продуманным до мелочей. Поистине Бальзак вложил в него всю свою неуемную фантазию. Аббат и каторжник, святой и искуситель, наставник и приказчик, отец и губитель. Аббат Эррера имеет в романе наибольшее количество масок, коими он легко оперирует в сюжете. Именно он, таинственный, зловещий, непостижимый, так часто высказывает мысли автора. Именно он утверждает, что никакое добро и никакое зло не бывает безупречно чистого оттенка. Под личиной злодея может скрываться ранимое сердце, названный отец и друг, что, в прочем, возможно и наоборот. И как же сложно было автору расстаться со своим героем в финале!
Только сказать, что нить сюжета вьется лишь вокруг выше обозначенного треугольника, значит согрешить против истины. Героев в романе много: прожигатели жизни и легкомысленные женщины, каторжники и представители высшего света. Каждый по воле автора наделен своей уникальной историей. Чего только стоят барон де Нусинген, воспылавший любовью на закате жизни, искуснейшие агенты – Перад, Корантен, Контансон или сомневающийся судья де Гранвиль! И все же единственный, кого по-настоящему любил Бальзак, кому поклонялся, кого вывел на авансцену, был… Париж. Постигая суровые нравы и тайные закоулки Парижа вместе с автором, ты постигаешь жизнь. И, собственно, неважно, где ты находишься, в Опере, в ложе театра, на званном приеме или в Консьержери, ты наблюдаешь одно: за блеском нарядов так часто скрывается хищный блеск чьих-то глаз. Притворство, игра, обман, вымогательство, убийства – вот вечные спутники любого времени. И никакого романтического флёра тут нет, лишь сплошной проклятый компромисс, на который частый обитатель готов пойти, пытаясь потешить свое тщеславие и получить удовольствие.
Бальзак так любит Париж с его нравами, архитектурой, историей, что подчас не в пользу динамике сюжета пускается в долгие размышления. И если в начале романа лирические отступления не так часты и подробны, то к финалу они заметно отягчают сюжет. И это отнюдь не делает читателя счастливым, ибо он хочет обрести развязку, но вынужден идти тайными переходами Консьержери, изучать лазейки и винтовые лесенки, а между тем и тонкости судебного дела. Автор делает на финале такой акцент, словно вся история и вовсе была задумана ради последних нескольких сотен страниц. И вот теперь, дойдя до любимой части, Бальзак дает волю чувствам. Согласитесь, в финале хочешь получить конкретику, а не долгие переливы мыслию по древу о том, кто ходил и ходит по коридорам старейшей тюрьмы, сколько решеток отделяет подсудимого от посетителей, где его переодевают перед оглашением приказа…

Возможно, я немного вредничаю, но и умолчать тоже не могу, вот только уподобляться автору в финале своем тоже не хочется. Будем кратки: не всякий достоит любви. Порочная Эстер и проходимец аббат заслужили ее куда вернее, нежели малодушный Люсьен. Сила любви заставила первых двух измениться, открыть в себе неведомые новые силы, тогда как последнего и не посетила. Однако, как известно, сердцу не прикажешь, кого любить, а кого нет. Как часто тот, кто тревожит чье-то беспокойное сердце не стоит и гроша! Что с тем поделать? Остается лишь вздохнуть и перевернуть страницу.

Привет передаю Ане Decadence20

Комментарии


Как ты безжалостна к малышу Люсьену) может, ему не дано было уметь любить? Поэтому и любовь других не ценил.


Может. Славу, деньги, почет любил, любил, чтобы его любили. А вот взаимности от такого не жди.


Конечно. Столько приоритетов. На любовь места не осталось.


Тем более на какую-то куртизанку. Хотя Эстер меня ближе к финалу впечатлила.


Умеет Бальзак расположить читателя к своим героиням)


Как сказать, вот помнится Тридцатилетняя женщина меня порядком бесила :D


Помнится, помнится такая)))


Оставляет неизгладимое впечатление :)


Что ж поделать) ведь оригинальная женщина))


Да уж :)


это от того, что Бальзак ее, как чудовище Франкенштейна, из нескольких разных женщин слепил)


И получилось нечто невероятное ;)


Маша, совпали мы не только в оценке, но и в отношении многих моментов книги. Симпатий не нашлось у меня среди персонажей и ощущения какой-то грязи осталось по окончании этой истории. Показалось мало по существу и много воды. Скомканный финал взаимоотношений ГГ.


Привет, Ань! Все верно, рада, что совпали. В финале я даже устала немного. Многочисленные отступления, описания, ненужные диалоги просто утомили. И откуда-то стойкое ощущение, что вся книга писалась для непомерного раздутого финала! Читалось в принципе легко, но в оконцовке ощущение облегчения какого-то, что вот он финал. Может, Эстер немного жаль и все на этом.


Привет) Я аудиокнигой слушала, наверное в бумаге или электронке шло бы потяжелее. Бальзак неоднократно в книге упоминал, о том, что важным было отразить нравы и жизнь страны в ту эпоху. Неплохо это удалось и всё же затянуто, да. Кстати, мне Люсьен чем-то напомнил персонажа из "Милого друга", который был чрезвычайно мне неприятен...


Нравы былого времени, портрет эпохи получился отлично. Только, имхо, автор немного увлекся своими описаниями и отсылками, разбавил текст размышлениями непомерно, особенно в финале. Знаешь (да простит меня Бальзак), но когда в конце он стал рассуждать о секретной камере, о толщине стен, о том, где, как она расположена, к чему примыкает... Тут уж я думала все, глаз задергается :) и да, по поводу скомканного финала согласна с тобой. Слишком он простой на общем фоне истории.


Тут уж я думала все, глаз задергается :)

Посмеялась))) в итоге не задёргался или всё же случилось?))


Я все же перетерпела :) все хорошо в меру, знаешь...


Это верно) ну, теперь, полагаю, не скоро к Бальзаку вернёмся?))


Перерыв нужен ;) Хочется чего-нибудь веселого, если не безумного, незатейливого и живого. Буду искать :)


Неплохой план) а мне предстоит Япония и Грузия в ближайшее время)


Япония - это хорошо :) про Грузию пока ничего сказать не могу. А что у Японии? У меня немного планы поменялись, точнее отменились, так что я вольна порхать и выбирать :3


Япония - Фумико Энти "Пологий склон" и Кавабата мой любимый "Мастер игры в го" :)

С Грузией решила поближе познакомиться, заинтересовалась их культурой)


Понятно :) ну тогда хорошего чтения тебе ;)


Спасибо, Машунь :) и тебе приятного!


Склон и у меня в планах, буду ждать твою рецензию)


Не рискнешь без рецензии? :) А то ведь ты знаешь, у меня сейчас с ними туго)) и бабка куда-то делась, как нарочно))


неа, без рецензии никак)
а бабка на Парнасе, курсы повышения квалификации проходит


Ну тогда быть может))
А я-то её обыскалась)))


Отличная рецензия, люблю французскую классику, так что и сюда когда-нибудь вернусь уже чтобы сравнить впечатления) за эпиграф отдельный тебе плюсик;)


Спасибо, Настюш! Да, французские классики как всегда заставляют задуматься. И не только французские ;) возвращайся, будет интересно! Куда я без этих плюсиков? :D


Это да))) Не знаю когда но это будет)
;)


Ну да, к таким кирпичикам так легко не подойти... Как там твой кирпич поживает? :)


Ага, плюс из французов у меня Золя в приоритете)
Отлично, читаю, получпю массу удовольствия, но, чую, читать еще неделю буду))


Про Настя +Золя я помню :) Ну я вот Бальзака полторы читала, в конце подустала немножко. А что читаешь-то, кстати?


Я уже примелькалась с ним)
Брендон Сандерсон - Архив Буресвета. Книга 1. Путь королей обалденное фэнтези, обожаю такое)


Мне не примелькалась, я люблю крепкие привязанности и всегда как-то настороженно отношусь ко всеядности :) Всегда будут любимцы, это нормально. У кого-то Мортон, у кого-то Дёмина, у кого-то Золя и Кинг ;)) рада за тебя, а я вот думаю почитать какую-нибудь лёгкую, незатейливую книжку.


Ну да, совсем все любить почти то же самое что ничего не любить, какое-то ощущение равнодушия есть, приоритеты имхо должны быть.
Уже к чему-то присмотрелась?


Вот-вот :) думаю, посматриваю сразу на несколько книг, но выбирать буду одну :) вчера сходила туда, куда собиралась (помнишь), все не очень удачно и вот мне сейчас слегка не до книг, только думаю, выбираю.


Удачного выбора в таком случае)))
Печаль((( Главное постарайся отнестись спокойнее, нервы это ж сразу такой минус любой ситуации((


Спасибо, Настюш! Тут даже не нервы, 1ч40 минут в кресле провела, потом эту жесть расскажу..


Жуть((( ага жду


Ох, это мой очень давний долгострой)


Понимаю, сама долго шла :) внушительный кирпичик ;)


Значит, нужно ловить настроение :)


Буду ловить)


Удачи, Мила!


Спасибо)


Я с тобой в одном сошлась, Мари) Болела за аббата, а Эстер и Л. , прочитала из старого отзыва, были для меня, что-то вроде комнатных растений, не более))


Ну вот аббат интересный получился, столько масок сменил по ходу действия :) мне в конце было немного жаль Эстер, к остальным относительно ровно дышала. Ну прям совсем немного. Я думала, что финал с аббатом по-красочнее будет.


Я прям более за аббата, хотя, тот еще он, конечно, но вот... так сроднил его... господин Бальзак)


Я вредная, я не очень верю в искренность его чувств к Люсьену ;) но так да, занятный персонаж получился.


Ну тут да) сам по себе он мне интересен)))


Это дааа...