Больше рецензий

Myrkar

Эксперт

от триипостасного Бога

3 декабря 2018 г. 18:27

370

4.5 Коррекция зрения по-иудейски

Книга представляет из себя полноценную научную работу с обширными ссылками, не перегруженный цитацией. Все достаточно компактно и практически полностью освещает заданную тему. Здесь не будет подробного изложения того, какое толкование иудеи дают Ветхому Завету - для этого существует Талмуд, Мидрашот,Таргумы, обширная иудейская литература. Корсунский дает основные принципы подхода, перечисляет источники и выстраивает эволюционный процесс формирования представлений иудеев о содержании Священного Писания вплоть до первых веков христианских времен. Думается, что оно и до сих пор осталось на том же уровне. Однако, увлекаясь также другими авраамическими религиями (вернее то, что в принципе принято называть этим словом), на основе описанных процессов я увидела несколько дальше идущие тенденции. Автор конечно же выражает видение со стороны православного христианства и в некоторых местах достаточно резко отзывается о вере евреев в связи с тем, что те первые начали, прописывая в своих толкованиях откровенно шовинистские идеи. По поводу высказывания автора одной из Таргума о том, как несправедливо презренные язычники притесняют евреев: "если не было бы Израиля, то в бы не существовали бы и одного часа", я даже придумала шутку о Гитлере, который в какой-то момент выдает: "А давайте-ка проверим" и начинает массово уничтожать возгордившихся пиздюков.

Очень хотелось бы сделать выдержку для тех, кто в танке, так как саму книгу сложно порекомендовать кому-либо, и даже христианам, потому что православной братии тоже не следует искать лишних поводов для гордости. К тому же я читала текст 1882 года со своеобразной грамматикой, которая касается не только присутствия ятей и еров, но и странноватым подходом к пунктуации (от чего-чего, а от нее я не ожидала столь сильных изменений за этот век, достаточно мало изменивший лексику). Но мне не хотелось бы, чтобы кто-то начал бесить граммар-наци написанием "на оборотъ" (раздельно) - чуваки точно не поймут.

Итак, Корсунский делит тенденции иудейского толкования на две ветви - иудео-палестинскую и александрийско-палестинскую. Если честно, вторая не представляется такой уж интересной, хотя именно памятники этого толкования достаточно легко воспринимаются и кажутся очень логичными и интересными. Все дело в том, что александрийские евреи (существовала очень обширная египетская община, обладавшая широкими гражданскими правами в эллинистические времена) использовали греческую философию для доказательства того, что последняя, на оборотъ, вытекает из более древнего источника - Моисеева Пятикнижия. В современный век, в котором большинство продолжает петь оды рационализму, образованности, умственным возможностям, живому и искусственному интеллекту, памятники александрийско-иудейского толкования должны понравится тем, что именно этим они и занимаются - доказывают средствами умноты (философией и логикой), как философично и логично Писание, евреи и все такое. Если учесть, что атеисты и гностики от науки до сих пор то находят повод противостоять, то, на оборотъ доказать истины Писания с естественно-научной точки зрения, то александрийские труды - как раз будет прекрасным дополнением ко всему этому хайпу, ибо, помимо учений об идеях, разуме, добродетели и нравственности, эклектически извлеченных из платоновой, стоической, пифагорейской и других философских школ, здесь обширно используются взгляды натурфилософии того времени. Причем примеры этого взаимодействия действительно приятно читать - они не находят противоречий даже для современного читателя и, кстати сказать, в общем-то и служили способом примирить язычников с иудеями. Не думаю, что это могло удастся таким способом, но попытка сама по себе неплоха.

Чтобы не кидать камней в огород только евреев и греков, я вместе с автором извлекла нехилый булыжище (поэтому просто положим - кидать не будем) на поля православия: Септуагинта, или Библия 70-ти толковников, на основании которой был сделан первый славянский перевод Библии, также представляет собой памятник иудео-александрийского толкования. А от нее отталкивались дальнейшие церковные труды. Так что (этого нет в этой книге, сообщаю вам секрет от себя) если у вас такая Библия, где в квадратных скобках присутствуют некие дополнительные стихи или слова, то это как раз дописки из Септуагинты. Именно поэтому сейчас распространен именно синоидальный перевод - полностью соответствующий еврейскому изначальному подлинному тексту, свободному от влияний толковников. В принципе, для понимающих православное предание эта информация может никак не повлиять на религиозное восприятие, но все-таки будьте осторожны со смешиванием философии и мифологии с тем, что касается текста Библии и отцов церкви. Фрэзэр тут будет совсем не в помощь, а понимание того, что относится к философии, поможет вычленить откровенно излишние влияния. Тем же, кто хочет восхитится логическо-философскими изысканиями на библейские темы автор отсылает к трудам Филона.

Что касается палестинских евреев, то эти товарищи терпели беды и притеснения практически всю свою историю, и нечего тут вспоминать Гитлера или арабо-палестинцев (о мусульманах у меня тут найдется пара слов). Поэтому, несмотря на то что буква Писания должна оставаться неизменной, раввины, а также целый институт книжников, сформировавшийся со временем вокруг синагог (и Великой синагоги) и школ, в какой-то момент стал преследовать не просветительскую цель, а также цель применения Закона в бытовой и религиозной жизни, но также сугубо национализирующую. Не хочется пересказывать как от безобидного внесения исторических легенд и обширных правил решения жизненных вопросов (гаггады и галахи) иудеи перешли к радикализму националистического пафоса, начав не только перецитировать соферим (древних авторитетных толкователей), но сами называясь именами сошедших с исторической сцены пророков (так появлялись стилизованные апокрифы). Результатом этой деятельности стало то, что к мессианским временам, которые иудеи продолжали ожидать, хотя апокалиптическая и мессианская тема Писания и теряла постепенно свой вес в риторике книжников, стали ждать не Иисуса Христа, как провозвестника Нового Завета со всеми атрибутами царя, священника, пророка и справедливого судии, а конкретного революционера, который принесет евреям весь мир на тарелочке, осудив только язычников, в особенности тех, кто притеснял иудеев. Кстати, реально ждали, были увлечены появлением самопровозглашенных мессий и особенно верили тем, кто обещал национальное освобождение и агрессивное возмездие.

"всякий народ, который не знал Израиля и не попирал ногами семена Иакова, тот будет оставлен в живых; и это именно потому, что из всех народов они подчинятся народу Твоему. Все же те, кто господствует над вами, или знали вас, те все преданы будут мечу".
"Поелику Он уничтожил владычество народов с земли Израилевой: грехи, которые совершил народ мой, перейдут к ним".
"От подчинения народам избавит он души их; они увидят отмщение и насытятся добычею царей их"

И тут Христос говорит фразы: "Царство мое не от мира сего", "Царствие Божие внутрь вас есть", "Кесарю - кесарево. Божие - Богу". И евреи такие: "Чё?! Где наш личный Гитлер?" И он появляется спустя 20 веков, снова принеся "не мир, но меч", а также парочку концлагерей и иных методов истребления народов. Гитлер - забавный. Мне нравится. Эт я к тому, что иудео-палестинцы встречались и такие, которые не признавали за талионом "Око за око" иного приложения, вроде денежной компенсации или административного наказания, кроме буквального. В этом смысле притесняющие иудеев народы и отдельные их представители исполняли Закон гораздо лучше самих евреев, о которых, кстати, было сказано, что со времен Иисуса Навина (если что - преемник Моисея) и вплоть до предпленных времен (где-то ближе к 3 веку до Р.Х.) Закон ни разу не исполнялся. Возвещение об этом одного из последних иудейских пороков и становится в это время поводом к новому обращению к Писанию и формированию Талмуда, а также появлению авторитетнейших соферим (книжников), давших первые из точных толкований книг Ветхого Завета. Впоследствии, с угасанием духа чисто религиозного пафоса и отдалением времен пророков, настроения перерастают в национальный пафос, а далее вообще в гадательные игры с помощью каббалы, которая добавила к правилам толкования также возможность численной расшифровки букв и слов с привнесением дополнительных смыслов равнозначных по числовому значению слов. Не удивительно, что несколько позже атеисты заявят, что религия - это один из политически инструментов. Однако... Тут есть интересный момент.

Достаточно сложно припечь к национальной ответственности изначальное православие, до того, как оно претерпело Великий раскол, а далее слишком национализировало поместные церкви (окстись, РПЦ!), а вот история возникновения ислама в связи с формированием иудейского взгляда на Ветхий Завет превращается в увлекательный национальный процесс. Следуя логике формирования национальной идеи иудействующего еврейства, замкнувшегося в рамках Писания и ищущего способов расширить его толкование, великий шизофреник древности Мухаммед просто меняет само писание. Причем эклектически объединив воззрения как иудейских партий, так и христианских сектантов, он наложил на книгу мусульман те же жесткие правила, что когда-то евреи - все это неизменяемо, непереводимо и настолько совершенно, что желательно прикасаться чистыми руками (а вовсе не сердцем, как напоминал в свое время иудеям Иисус). Здесь использованы те же перетолкованные "истины" иудеев: Бог один, и он настолько далек, что не может обращаться к человеку напрямую - только посредством ангелов (так что на Мухаммада вовсе не нервические припадки находят, а сходит ангел Гавриил, он же для некоторых исламских дебилов - Дух Святой), а еще он глубоко национален и выделяет святой народ (те, кто Ему верен, конечно же), остальных принижая в своем достоинстве. У мусульман появляется рай, в котором только мудрые мужи (это уже эллинистическое влияние). Ну а сама фишка называть Мухаммеда пророком, избегая его изображения, как и божественных антропоморфизмов, - чисто еврейская чушь, не только лишившая иудеев и мусульман Бога как такового (а вместе с Ним и спасения), но и подарившая обширную философию о трансцендентности незримого и бесконечно обширного по своей сути. Далее на основе бессмысленных бредней создается не только "священная" книга, но и смежные с ней сборники хадисов, а на их основе правовые системы - мазхабы, включающие сунну и труды уже мусульманских книжников-богословов. По своему принципу это все отвечает связке Библии с Талмудом и Мидрашот, отличаясь от них только тем, что умные мужи не извращали богодухновенное, а, на оборотъ, приводили к божескому виду тотальное извращение. Только вот метод этот как раз предполагал национализацию духовного.

Но вернемся к тому, что действительно имеет смысл. Корсунский в своем труде не упустил очень важную вещь - после подведения итогов о палестино-иудейском развитии толкования Ветхого Завета он все-таки приводит толкование, которое принято в рамках истинной веры для сравнения с итоговым искажением. Причем, что важно, он не проводит ни одной параллели с Новым Заветом и вообще не упоминает христианство, хотя среди источников и обозначает Новый Завет, где присутствуют примеры воззрений тех же фарисеев и саддукеев, других иудейских книжников, полемика с ними Иисуса Христа, который, как ни странно, использует описанные автором способы толкования Пятикнижия, которые вывели и ввели в некий канон сами иудеи (анализ этого не присутствует, если что, но я про себя отметила пару интересных моментов, которые стоит перечитать уже с новым взглядом на вещи). Так что тем, кто хорошо знаком с Евангелием, первая часть будет интересна и в плане понимания обоих Заветов. А для тех, кто любопытствовал по поводу библейского канона и наличия неканонических книг Библии, станет ясно, почему их не вносят в канон даже иудеи, хотя они и имеют определенный вес в общем предании. То же касается и нехристианских апокрифов, четко разложенных по типам затесавшихся в них влияний. Наверно, только после ознакомления с этой информацией и стоит их прочесть. То же касается и шизофренического бреда лидера нескольких арабских племен, который воплотился в изуродованное иудейство, которое до сих пор иронично показывает иудеям, какой "бог" царствует на их земле: на месте Иерусалимского храма, где единственно пребывает "слава" (об этом в книге) Иеговы, стоит мечеть. И если уж этот мир действительно принадлежит евреям, как они о том утверждают, так пусть внимают ему. Наше же дело - помнить о смерти.