Больше рецензий

Inuya

Эксперт

Читатель-писец

28 октября 2018 г. 11:03

359

3 Спойлер

Сложные у меня отношения с Саймаком. Мне нравится завязка и начало его историй, по большей части мне нравятся те или иные его герои, но потом что-то происходит — и я скорее остаюсь в недоумении, что это было и зачем.
Начало этого романа, безусловно, заставляет вспомнить Кинга с его «Под куполом», но штука в том, что у Саймака купол — не самоцель, а средство, гм, привлечения внимания к Цветам. В главных героях, как водится, обычный человек, место действия — небольшой город, к которому в итоге оказывается приковано внимание всего мира.
Пока герой пытается понять, что происходит, откуда в его конторе телефон, кто с ним разговаривает, и параллельно вспоминает о прошлом, читать интересно. Загадка купола должна быть разгадана, сомнений в этом нет. Особенно после того, как купол внезапно начинает двигаться, сметая все на своем пути и оставляя после себя взрыхленную землю. Становится не то что жутковато, но явно не по себе: а ну как из семян прорастет нечто хищное и кровожадное?
Интерес не гасят даже воспоминания главного героя, которых, на мой вкус, многовато, и в большинстве они обладают оттенком безысходности. Я все понимаю: маленький вымирающий город, лучше бежать отсюда, все дела, но герой как-то совсем опускает руки, словно за спиной у него десятки напрасно прожитых лет. Хотя вроде он достаточно молод и может попытать счастья в других городах.
Впрочем, Цветам он идеально подходит.

Собственно, я начала недоуменно смотреть на происходящее, когда герой внезапно оказался в другом мире, сплошь усеянном разумными Цветами. Цветы в принципе могут приобретать любой облик, но по сути они единый огромный организм. Рой, если хотите. Я могу понять героя, когда он с опаской относится к пришельцам, пусть даже те заявляют о мирных намерениях, да и в последующем вроде кажется, что Цветы никого не убивают и не принуждают. А черепа — это осколки древней войны, и мир этот умер задолго до прихода Цветов.
Окей, конечно. Но я им не верю.
Не верю и в людей, которых описывает Саймак. Точнее... я могу поверить в то, что люди продолжат думать о делах насущных, но Саймаку не верю, хоть ты тресни. Вообще вот какая штука: герои встречаются с пришельцами, на минутку, у нас тут первый контакт с инопланетным разумом, который путешествует не в пространстве, но во времени, а ощущения масштабности, что ли, нет. Все выглядит почти местячковой встречей. Ну да, встретился с разумными Цветами, ага, они тут прислали еще двоих пришельцев, почему бы и нет.
Саймак, конечно, пишет о реакции мира, но и ей я не верю, хоть ты тресни. Этакий типичный про-американский фильм девяностых, где, конечно, именно Америка во главе планеты всей. Не знаю, может, дело в американском городке. Я ничего не имею против американских городков, правда, я люблю, когда события разворачиваются в таких вот некрупных, почти отрезанных от другого мира поселениях. Но тут почему-то настолько чувствуется именно Америка, что это скорее меня отталкивает.
Плюс угроза ядерной войны — не то чтобы она сейчас исчезла, но описываемое Саймаком скорее кажется мне гротескным. Может, так оно и есть, конечно, а может, это просто проблемы моего восприятия.

Конец не понравился. То есть вариант решения проблемы с Цветами — окей, любовь спасет мир или уничтожит его, кто бы спорил, но у меня тут куча вопросов возникает к Цветам, которые не знали любви и в принципе, кажется, не особо к этому стремились. Очень странные условия, и конец скорее смазан, потому что вопросов в итоге остается больше чем ответов. И дело не в том, чтобы читатели сами подумали / додумали, потому что на эти вопросы сумел бы ответить только автор.

Так что с Саймаком у меня трудные отношения, да. Может, конечно, стоит выбрать что-нибудь другое у него, авось повезет.