Больше рецензий

MarchCat

Эксперт

по тёплому и ламповому чтению

28 сентября 2018 г. 18:23

2K

3.5 Одиночество — сволочь, одиночество — мука

На уроках литературы нас настойчиво заставляли искать смысл произведения, вкладываемый в него автором. Я же абсолютно уверен, что книга имеет тот смысл, который в ней видит каждый отдельный читатель. И таких смыслов может быть бесконечное множество. Они являются отражением нашего внутреннего состояния, переживаний, личного опыта. Литература влияет на нас, а мы влияем на литературу, наполняя её собственными оттенками эмоций.

«Голос монстра» тоже можно трактовать по-разному. Для кого-то это книга об утрате близкого человека и связанных с этим переживаниях или о самоопределении главного героя и важности быть честным с самим собой. Другим она совсем не понравилась, они видят в ней спекуляцию на тему болезни. В конце концов, это может быть даже история о психически нездоровом мальчике с раздвоением личности. Вариантов множество.

На мой взгляд, произведение действительно неоднозначное. В нём слишком много иносказательности. Проблемы главного героя накладываются на его фантазии и сны, а те в свою очередь переходят в притчи, рассказываемые Монстром. Тут вам и бабушкины часы, и старое дерево, и невидимость Коннора, и его жуткие ночные кошмары. Целый набор размытых образов. Реальность настолько тесно переплетается с воображаемым миром, что становится непонятно, где заканчивается одно, и начинается другое. Драматическая линия сюжета с ребёнком и больной матерью, которая интересна сама по себе, просто тонет в метафорах и намёках. Такие вещи будут не очень понятны детям и раздражать взрослых читателей.

Тем не менее мне нравится эта книга. Она оставляет широкое пространство для размышлений. Для меня главные темы в ней — одиночество и страх перед собственными мыслями. Здесь даже не важна болезнь матери, потому что с одиночеством сталкивается любой подросток — вспомните «Над пропастью во ржи». Кто-то начинает бунтовать, кто-то уходит в себя, пишет стихи или слушает грустную музыку, а главный герой «Голоса» придумывает монстра, который должен прийти и решить его проблемы. У Коннора непростой период, но он мог бы найти поддержку, если бы сам этого захотел. Он выбрал уход в глухую оборону и отказ от любой помощи и сочувствия, как любой подросток полагая, что это исключительно его битва, и весь мир настроен против него.

картинка MarchCat

В какой-то степени это и роман воспитания. Монстр помогает мальчику принять неизбежность судьбы и облегчить душу признанием нехороших мыслей. В финале книги герой перестаёт быть ребёнком, понимая, что долгое время занимался самообманом. Ему приходится принять горькую пилюлю правды и достойно пережить поражение в неравной схватке со смертью.

«Голос монстра» — эмоционально непростая книга, оставляющая тяжёлый осадок на душе. Не всё в ней стройно и ладно, но она заставляет читателя размышлять, переживать или же не соглашаться и возмущаться. В способности вызвать противоречивые чувства к своему произведению тоже есть некий талант автора. А спорить с литературой для читателя полезнее, чем безоговорочно принимать чужие мысли. Чтение — это диалог между писателем и вами. Вы потеряете себя, если полностью отдадите инициативу первому. Спорьте с ним, и тогда в этом споре может быть родится истина.