Больше рецензий

27 августа 2018 г. 19:06

684

5 Целостное и не слишком, но ДОСТАТОЧНО детальное представление о природе и основах философии.

Книга читается настолько легко, что начинает казаться, будто написана она не серьёзным философом о философии, а человеком, мимо оной "случайно проходившим". Однако те, кто знаком с деятельностью Александра Леонидовича (читали "Философию науки: историю и методологию" или знают, что именно он как переводчик первым познакомил русского читателя с эпистемологическим анархистом Полом Фейерабендом), нисколько не усомнятся, что простота эта - от большого ума. Погружённость в предмет и одержимость им в хорошем смысле заметны тут и там:

"Ощущая себя каплей тысячелетнего потока философской мысли, философ нечувствителен к суете сегодняшнего дня, к переменам моды, к газетной шумихе. Ему смешны газетно-телевизионные кумиры, сиюминутные витии и вожди. Он помнит блистательные филиппики Демосфена, отточенные речи Цицерона, громоподобные выступления Мирабо и Дантона, и его не соблазняет косноязычное бормотание современных политиков и государственных деятелей. Мелкие заботы повседневности предстают в своем подлинном ничтожном значении, когда смотришь на них с высоты звезд. Философ, по-видимому, самый свободный человек в этом мире. Даже ученый в своем творчестве вынужден считаться с фундаментальными принципами естествознания и признанными теориями, в противном случае его выкинут из научного сообщества. Только философ не знает никаких ограничений. Он играет в понятия, в мысли и сам устанавливает правила игры.

...восхитительное чувство абсолютной свободы делает игру в философию захватывающе интересным занятием, которому философ предается с упоением мальчишки, с утра до вечера гоняющего во дворе мяч или прилипшего к игровому автомату. Конечно, философ внушает окружающим, что он «работает», сидя за столом, и с недовольным видом отправляется в магазин или моет посуду. На самом же деле он тянется к философии как к любимому и тайному пороку и счастлив за своим письменным столом. Поэтому он всегда весел, доброжелателен и немного сочувствует окружающим: у них ведь нет такой увлекательной игры!"

Даже если бы в "Природе философии. Основах философии" не было ничего другого, привлекающего внимание, кроме апологии любимого предмета, я бы оценил этот труд высоко, но автор идёт дальше, ставя непростые метафилософские вопросы и, как истинный философ, постоянно подчёркивая отсутствие всяких претензий на их безальтернативность, даёт личные ответы (между прочим, часто отличающиеся от тогдашнего российского, начала 2000-х, мейнстрима, в том числе постсоветского-постмарксистского):

- Что такое философия: искусство, религия, наука, нечто иное или всё вместе?
- Может ли дать философия истинное описание?
- Существует ли прогресс в философии и если да, то каковы критерии такового?
- Задаётся ли философия "основным вопросом", каковы кандидаты на эту роль, либо существование такого вопроса не более чем личные убеждения приверженцев частных парадигм?
- Живёт ли философ какой-то особенной жизнью или ничем от других людей не отличается?

и прочие.

Есть и приложение "Основы философии", в котором описываются представления автора об основах философии, а именно о таких базовых для неё категориях, как Мир, Общество, Познание и Человек. Общие идеи, высказанные здесь, позволяют создать в мышлении самые широкие "полочки", на которые впоследствии можно укладывать более конкретные и глубокие знания. Несомненно, занятия философией науки, проходящие красной нитью через всю жизнь, и парадигма логического позитивизма, приверженцем которой Александр Леонидович Никифоров себя объявляет (правда, не в этой книге), приятным образом отражаются на изложении его метафилософских воззрений, что лично мне на данной этапе жизни помогло очередной раз сформировать целостное и не слишком, но достаточно детальное представление о природе и основах философии.

Так что если вы нуждаетесь в том же, могу рекомендовать :)

ЖЖ