В этом издании вниманию читателей предлагаются материалы и сведения, полученные в ходе кропотливой работы органов прокуратуры г. Санкт-Петербурга во взаимодействии с представителями органов исполнительной власти, архивных и музейных учреждений, научного сообщества, институтов гражданского общества, позволившие состояться историческому судебному решению о признании блокады Ленинграда оккупационными властями и войсками Германии и их пособниками преступлением против человечности и геноцидом национальных и этнических групп, представлявших собой население СССР, народов Советского Союза.
8 сентября 2022 года, в годовщину начала блокады Ленинграда, прокурором Санкт-Петербурга в Санкт-Петербургский городской суд было подано заявления о признании факта геноцида жителей блокадного Ленинграда. По результатам рассмотрения дела, 20 октября 2022 года судом было вынесено решение об удовлетворении требований прокурора города, восстановившее историческую справедливость и навсегда юридически закрепившее те факты, которым ранее
не давалась официальная оценка, в том числе установленное число погибших жителей Ленинграда не менее 1 092 842 человек
В этом издании вниманию читателей предлагаются материалы и сведения, полученные в ходе кропотливой работы органов прокуратуры г. Санкт-Петербурга во взаимодействии с…
История Императорского Царскосельского (впоследствии — Александровского) лицея еще до конца не написана. Созданный по указу императора Александра I как привилегированное учебное заведение, главной целью которого было провозглашено «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», Лицей блестяще справился со своей задачей, что доказали его многочисленные выпускники, прославившие Россию. В числе первых были Александр Сергеевич Пушкин, дипломат светлейший князь Александр Михайлович Горчаков, поэт Антон Антонович Дельвиг, историк и библиограф граф Модест Андреевич Корф, адмирал, полярный исследователь Федор Федорович Матюшкин. Создание Императорского лицея в Царском Селе и история первого лицейского выпуска привлекали внимание многочисленных исследователей, прежде всего — пушкинистов. И именно этот период наиболее изучен, что вполне закономерно. Но лицейская история не исчерпывается судьбой первого прославленного пушкинского выпуска. Данное издание содержит уникальные фотографии и документы из фото фонда Всероссийского музея А. С. Пушкина и Российского государственного исторического архива. Все они отражают историю этого легендарного учебного заведения и знакомят в первую очередь с событиями празднования 100-летия Императорского Царскосельского лицея, которое широко отмечалось в Санкт-Петербурге в 1911–1912 годах. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
История Императорского Царскосельского (впоследствии — Александровского) лицея еще до конца не написана. Созданный по указу императора Александра I как привилегированное учебное…
В 2022 году при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в Санкт-Петербурге был создан уникальный Креативный кластер «Школа взаимопомощи» — инклюзивное пространство для самостоятельного производства и реализации медиаконтента взрослыми и детьми с особенностями в развитии. «Школа взаимопомощи» объединила 15 детских и взрослых специализированных учреждений Северной столицы.
На разных этапах участники проектов «Школы взаимопомощи» обращались к теме истории родного города, вызвавшей возрастающий интерес в ходе проводимых мастер-классов, где тематический медиаконтент в формате мультфильмов, видеоуроков, видеоинтервью, подкастов и книг создавался ими самими при наставничестве профессиональных экспертов: режиссеров, писателей, культурологов, церковнослужителей, художников, искусствоведов, мультипликаторов, предварительно обученных навыкам инклюзивной деятельности.
В результате реализации одного из таких проектов был создан уникальный продукт — пластилинографическая книга «Петербургский круговорот. Сказки Доброго Ангела».
Книга для детей и их родителей состоит из серии авторских сказок Елизаветы Петровой, которые учат понимать дух Санкт-Петербурга.
В издании использованы иллюстрации, созданные в технике пластилиновых аппликаций взрослыми и детьми с особенностями в развитии под руководством Людмилы Ваганян и Оксаны Готчиевой.
Иллюстрации в книге «Петербургский круговорот. Сказки Доброго Ангела», являясь плодом творчества особенных людей, очень гармонично дополняют тексты. Книга сказок, созданная в рамках проекта социокультурной реабилитации людей, имеющих трудности в развитии, шагнула далеко за рамки этого проекта, и, несомненно, будет интересна широкому кругу детей и взрослых, которые еще помнят, как они сами были детьми.
В 2022 году при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в Санкт-Петербурге был создан уникальный Креативный кластер «Школа взаимопомощи» — инклюзивное пространство для…
Автор данного учебного пособия подробно рассматривает ряд профессиональных подходов в написании натюрморта, проводит краткий экскурс в историю изобразительного искусства, даёт теоретические и практические советы начинающему художнику. Примеры живописи, приведённые в издании без сопровождения текстом «студенческая работа», являются авторскими. Учебное пособие предназначено для подготовки абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения на отделение «Дизайн», слушателей подготовительных курсов, студентов начальных курсов направлений 07.03.01 «Архитектура» и 54.03.01 «Дизайн», учащихся средних специальных учебных заведений, а также для самостоятельного обучения технике клеевой живописи. Допущено федеральным учебно-методическим объединением в качестве учебно-методического пособия
Автор данного учебного пособия подробно рассматривает ряд профессиональных подходов в написании натюрморта, проводит краткий экскурс в историю изобразительного искусства, даёт…
Книга Маргариты Владимировны Рассказовой знакомит читателя с историей родного края, начиная с глубокой древности.
В наших душах где-то глубоко, в самых сокровенных уголках сердца, живёт чувство сакральности нашей истории. Оно живёт, будучи неотделимым от чувства любви к Родине, нашим родителям, дедам и прадедам. В своей предельной выразительности оно концентрируется в глубоком благоговении перед Тем, Кого человеческий разум охватить не в силах. Но это и есть единственно Тот, Кто истории придаёт поразительную осмысленность её хода, Кто в процессе её развития полагает закономерности. А это чувство, о котором мы сейчас говорим, есть не что иное, как религиозное чувство. Именно там, в человеческом сердце, и формируются духовно-нравственные принципы человека, опираясь на которые, он способен воспринимать священный ход истории и сам совершать движение по жизни, встраиваясь в её духовно-нравственную ткань. А. Ф. Лосев, величайший философ XX века, писал: «...получается, что принципиально-религиозно осмысленное поведение или вообще протекание жизни и есть священная история».
Книга Маргариты Владимировны Рассказовой знакомит читателя с историей родного края, начиная с глубокой древности.
В наших душах где-то глубоко, в самых сокровенных уголках сердца,…
В пособии освещаются вопросы, связанные с периодизацией римского права и государства, системой римского права, его понятийного аппарата. Авторы знакомят читателей с источниками римского права, дают представление о навыках работы с ними, демонстрируют особенности сравнительно-правового анализа источников права Римского государства.
Пособие предназначено для обучения в организациях высшего образования по направлению «Юриспруденция» (40.03.01 — уровень подготовки «бакалавр», 40.04.01 — уровень подготовки магистратура, 40.05.01 — уровень подготовки специалитет).
Пособие адресовано обучающимся и преподавателям, практикующим юристам, а также всем, кто интересуется римским правом.
В пособии освещаются вопросы, связанные с периодизацией римского права и государства, системой римского права, его понятийного аппарата. Авторы знакомят читателей с источниками…
Каждый год 14 июля в нашей стране отмечают день рождения выдающегося русского поэта эпохи Просвещения, первого министра юстиции Российской империи, первого губернатора Карелии – Гавриила Романовича Державина. Державин с лёгкой руки А. С. Пушкина ещё в юности входит в наше сознание стариком. С его именем со школьной скамьи ассоциируются у нас строки из «Евгения Онегина»: Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил. Но память о талантливом поэте и государственном деятеле Российской империи хранится не только в этих строках. Его помнят и чтут в тех местах, где он жил, творил, служил. В Казани, где он родился в 1743 году, в Петрозаводске и Тамбове, где он был губернатором. Однако большая часть жизни Гавриила Романовича была связана с Петербургом. В северной столице воссоздана городская усадьба, где он провёл двадцать пять лет своей жизни. Здесь открыт Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени. Каждое лето Державин проводил в имении Званка Новгородской губернии. Он любил своё имение, там были созданы поэтические шедевры державинской лиры, написаны многие страницы его «Записок…», посвящённые государственной деятельности в разных городах страны, а также на посту первого министра юстиции Российской империи. Эта книга раскрывает некоторые эпизоды жизни и творчества Г. Р. Державина и позволит читателю узнать державинскую поэзию не как музейную реликвию, а как живое художественное явление. Ведь, по словам В. Ходасевича, «из написанного Державиным должно составить сборник объёмом 70-100 стихотворений, и эта книга спокойно, уверенно встанет в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Боратынским, Тютчевым». Книга рассчитана на широкий круг читателей
Каждый год 14 июля в нашей стране отмечают день рождения выдающегося русского поэта эпохи Просвещения, первого министра юстиции Российской империи, первого губернатора Карелии –…
Пространный и изрядно иллюстрированный путеводитель по дороге из Санкт-Петербурга в Ивангород и Нарву, изобилующий яркими и малоизвестными примерами из исторического прошлого местности под названием Ингерманландия с привлечением любопытнейших картографических и археографических материалов.
Пространный и изрядно иллюстрированный путеводитель по дороге из Санкт-Петербурга в Ивангород и Нарву, изобилующий яркими и малоизвестными примерами из исторического прошлого…
Книга рассказывает о творчестве Виктора Михайловича Васнецова, который любим и почитаем как художник русских былин и сказок, сумевший проникнуть в их чудесный, полный загадок мир.
В его тонком понимании народного эпоса и особенностей русской души нашла выражение горячая любовь к своей истории. «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще в каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, — с прошлым и настоящим, а может, и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории!» — писал В. М. Васнецов критику В. В. Стасову. Эту беззаветную преданность своему Отечеству художник смог передать в своей живописи. В. М. Васнецов всем своим творчеством воспевал славу русской земле, которая наиболее ярко нашла выражение в картинах «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Богатыри» и в религиозной живописи для храмов.
Книга адресована широкому кругу читателей.
Книга рассказывает о творчестве Виктора Михайловича Васнецова, который любим и почитаем как художник русских былин и сказок, сумевший проникнуть в их чудесный, полный загадок…
Литературные очерки о начале Великой Отечественной войны и блокаде Ленинграда, написанные прекрасным языком классической прозы Ольгой Николаевной Родштейн, уникальны по своему содержанию и заставляют пройти читателя вместе с ней через искушения и муки блокадного голода. В отличие от многих дневников участников событий и воспоминаний того времени, записанных потомками блокадников, в очерках Ольги Николаевны нет ни ложного пафоса, ни желания как-то приукрасить или, наоборот, очернить людей и события, в которых ей пришлось участвовать.
Она живет в своих очерках реальной жизнью как современник блокадного города, записывая события по мере их наступления. Первая часть> посвященная «Дому книги» — месту ее работы — через краткие характеристики проходящих перед прилавком людей необыкновенно ярко показывает город в момент начала войны.
Это — «Дневник прилавка», безмятежность которого резко обрывается словом «Блокада», ставшим заголовком второй части. Именно здесь мы встречаемся и с мужеством, и с болью жителей города на конкретных примерах дневниковых записей о блокадной жизни через призму личности, выполненных перьевой ручкой, не только классических по форме, но и отвечающих литературному вкусу читающей публики того времени. И переживаем описанные события вместе с автором.
0
Литературные очерки о начале Великой Отечественной войны и блокаде Ленинграда, написанные прекрасным языком классической прозы Ольгой Николаевной Родштейн, уникальны по своему…
Бал, как общественное или частное собрание с танцами, появился в России в царствование Петра I, который сам любил танцевать и приучал к этому русское общество. Придворный бал, стал необходимым элементом праздничного ритуала императорского двора. Расцвет и полное расписание сложного этикета придворных балов, которые как часть государственного торжества должны были подчеркивать блеск императорского двора, приходится на царствования Николая I и Александра II, когда их устраивали не менее трех раз в год. Пригласительные билеты рассылались Церемониальной частью министерства Императорского Двора. Дамы в подобных случаях появлялись в придворных платьях, мужчины — в мундирах по чину, фраки носили только дипломаты. По формам этикета придворные балы делились на «куртаги», где танцевали только полонезы, и балы «по большому этикету» в три и в пять отделений, где исполняли кадрили, вальсы и мазурки. Целые серии балов сопровождали бракосочетания Великих князей. Первое появление дебютантки на балу «по большому этикету» было для девицы главным экзаменом в жизни. Родственники и сама девушка расписывали программу так, чтобы танцевать с самыми эффектными кавалерами. Приглашенные специально для танцев офицеры гвардейских полков, это не завтрашние их мужья, но лица, чьей обязанностью было показать изящество и стать дебютанток их будущим супругам. Представление дворянских дочерей на балах и сватовство, осуществление браков, в те времена считалось одной из обязанностей императорской фамилии
0
Бал, как общественное или частное собрание с танцами, появился в России в царствование Петра I, который сам любил танцевать и приучал к этому русское общество. Придворный бал,…
Многие российские императоры и их близкие отличались привязанностью к животным: любимыми собаками Петра I были фландрские булен-бейцеры. Самый крупный из них по имени Тиран был выставлен после смерти в Кунсткамере. Левретку царя звали Лизетта, а вот его жена и дочери предпочитали модных мопсов.Особенно любили собак: императрица Екатерина II — левреток, император Николай I был привязан к крупным пуделям, а Александр II — к шотландским сеттерам, породы «гордон».Сменялась мода и на дамских собачек: если в 1830-1850 годах предпочитали маленьких кинг-чарльз спаниелей, затем — изящных левреток, то потом, в конце века их опять сменили мопсы, а самой модной породой собак начала XX века, наряду с изящной русской псовой борзой, стали небольшие бульдоги.Книга адресована широкому кругу читателей.
0
Многие российские императоры и их близкие отличались привязанностью к животным: любимыми собаками Петра I были фландрские булен-бейцеры. Самый крупный из них по имени Тиран был…
Бал, как общественное или частное собрание с танцами, появился в России в царствование Петра I, который сам любил танцевать и приучал к этому русское общество. Придворный бал, стал необходимым элементом праздничного ритуала императорского двора. Расцвет и полное расписание сложного этикета придворных балов, которые как часть государственного торжества должны были подчеркивать блеск императорского двора, приходится на царствования Николая I и Александра II, когда их устраивали не менее трех раз в год. Пригласительные билеты рассылались Церемониальной частью министерства Императорского Двора. Дамы в подобных случаях появлялись в придворных платьях, мужчины — в мундирах по чину, фраки носили только дипломаты. По формам этикета придворные балы делились на «куртаги», где танцевали только полонезы, и балы «по большому этикету» в три и в пять отделений, где исполняли кадрили, вальсы и мазурки. Целые серии балов сопровождали бракосочетания Великих князей. Первое появление дебютантки на балу «по большому этикету» было для девицы главным экзаменом в жизни. Родственники и сама девушка расписывали программу так, чтобы танцевать с самыми эффектными кавалерами. Приглашенные специально для танцев офицеры гвардейских полков, это не завтрашние их мужья, но лица, чьей обязанностью было показать изящество и стать дебютанток их будущим супругам. Представление дворянских дочерей на балах и сватовство, осуществление браков, в те времена считалось одной из обязанностей императорской фамилии
Бал, как общественное или частное собрание с танцами, появился в России в царствование Петра I, который сам любил танцевать и приучал к этому русское общество. Придворный бал,…
Многие российские императоры и их близкие отличались привязанностью к животным: любимыми собаками Петра I были фландрские булен-бейцеры. Самый крупный из них по имени Тиран был выставлен после смерти в Кунсткамере. Левретку царя звали Лизетта, а вот его жена и дочери предпочитали модных мопсов.Особенно любили собак: императрица Екатерина II — левреток, император Николай I был привязан к крупным пуделям, а Александр II — к шотландским сеттерам, породы «гордон».Сменялась мода и на дамских собачек: если в 1830-1850 годах предпочитали маленьких кинг-чарльз спаниелей, затем — изящных левреток, то потом, в конце века их опять сменили мопсы, а самой модной породой собак начала XX века, наряду с изящной русской псовой борзой, стали небольшие бульдоги.Книга адресована широкому кругу читателей.
Многие российские императоры и их близкие отличались привязанностью к животным: любимыми собаками Петра I были фландрские булен-бейцеры. Самый крупный из них по имени Тиран был…
Книга рассказывает о великом русском художнике Иване Яковлевиче Билибине. Для многих поколений имя Билибина связывается с волшебным миром русских народных сказок, былин, с образами Древней Руси. От скромной прелести северной деревушки с ее сюитой деревянного зодчества, от удивительного своеобразия вековой красоты народного костюма до праздничного великолепия царских чертогов, от скорбного поля брани до хмельного застолья разворачивается широкая панорама русской старины, созданная его искусством в книжной графике, театральных декорациях и костюмах.
Глубокое знание археологии, истории, этнографии, искусства помогало ему услышать национальные культурные мелодии разных стран и эпох. Это был фундамент творчества Билибина, но и только — на нем утверждались принципы, далекие от прямолинейного историзма, скрупулезной археологичности и этнографичности. «Мы — люди новые, XX века. Для нас стиль есть только повод... я должен уловить тот ритм, который мне в этом сыром материале мерещится, его гармонию, и это будет мое личное, хотя и в старом каноне данного стиля», — говорил художник. В стиле Билибина действительно царила творческая интерпретация, преображающая реальность и знания в образы искусства. Книга адресована широкому кругу читателей.
0
Книга рассказывает о великом русском художнике Иване Яковлевиче Билибине. Для многих поколений имя Билибина связывается с волшебным миром русских народных сказок, былин, с…
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) — выдающийся русский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства.
Для многих поколений имя Ивана Билибина связывается с волшебным миром русских сказок, былин, с образами Древней Руси. Но понятие «русского» никогда не заслоняло у художника понятия «национального» в общем смысле. Глубокой знание археологии, истории, этнографии, искусства помогало ему услышать национальные культурные мелодии разных стран и эпох.
Творческое наследие Билибина обширно и многогранно. Основные его составляющие — книжный дизайн, журнальная и прикладная графика, сценография, монументальная живопись, пейзаж, портрет и фотография.
Особенную популярность завоевали его иллюстрации к русским народным сказкам и былинам, к сказкам Пушкина, воссоздающие красочный мир отечественной старины и фольклора. Используя декоративные приемы древнерусского и народного искусства (вышивки, лубки, иконы), художник создал свой «билибинский» графический стиль.
Широкое признание получили и его театральные работы – оперы Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, М. И. Глинки шли в оформлении Билибина на сценах Петербурга и Москвы, Праги и Парижа.
Произведения Билибина хранятся в Государственном Русском музее и во Всесоюзном музее А. С. Пушкина в Ленинграде, в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина в Москве, во многих государственных и частных собраниях Советского Союза и за рубежом. Данное издание отражает все стороны творчества художника, включая сравнительно малоизвестную станковую графику.
В альбоме помещены 268 иллюстраций (в числе которых воспроизведения документальных фотографий), вступительная статья, письма художника.
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) — выдающийся русский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства.
Для многих поколений имя Ивана Билибина…
Петербурженка — уроженка Санкт-Петербурга или женщина, получившая здесь воспитание; личность, сложившаяся под влиянием экологии и социально-исторических реалий Санкт-Петербурга, носительница петербургской культуры. Этот тип определился спустя сто лет бытования города, в начале XIX века: психологически петербурженки сильно отличались от жительниц других областей России, их выделяло повышенное самоуважение, достоинство и самодостаточность, характерное для Прибалтики спокойствие.
Петербургской даме или девушке не было необходимости привлекать к себе внимание яркостью и громким голосом, поскольку на протяжении XVIII и XIX веков мужское население в столице всегда превышало женское, особенно в возрасте «ухаживания и женитьбы». В середине XIX века холостых мужчин в Петербурге было в полтора раза больше. Это было вызвано значительным числом молодых мужчин, которые прибывали в столицу, надеясь сделать карьеру. Книга адресована широкому кругу читателей.
Петербурженка — уроженка Санкт-Петербурга или женщина, получившая здесь воспитание; личность, сложившаяся под влиянием экологии и социально-исторических реалий Санкт-Петербурга,…