О выдающемся художнике лучше всего говорят искусствоведы и его соратники. В альбоме «Храм. Образ и судьба», выпущенном Новгородским музеем-заповедником к 100-летию Семена Ивановича Пустовойтова, есть публикации Татьяны Володиной, Владимира Гребенникова, Владимира Поветкина и Сергея Мантейфеля. Сдержанно-исследовательские, дружески-пламенные, публицистически-наблюдательные, они реконструируют образ Пустовойтова как художника и личность. Но, пожалуй, еще точнее о себе говорит он сам в письмах. Репродукции акварелей Пустовойтова «проиллюстрированы» цитатами из писем к Мантейфелю.
В письмах конца 1960-х – первой половины 1980-х годов художник обнаруживает мощную экспрессию и поэтическую интонацию, рассказывая адресату о своих впечатлениях от новгородских памятников архитектуры и своем творческом процессе. В них рефлексами то и дело возникает трудная судьба Пустовойтова, страшные и стылые образы отгремевшей войны. Впрочем, по свидетельству Гребенникова, художник вообще со своим веком был в напряженных отношениях. Он рисует Пустовойтова как ярого диссидента, набрасывавшего в акварелях приговор власти и культуре времени. Поэтическим безумцем, христианским юродивым видел его Поветкин. И видно, как голос одного выдающего человека прочно сопрягается с образом другого. А эпистолярное наследие Пустовойтова, конечно, требует особого издания в будущем.
Кроме текстов, альбом обладает еще интересным дизайном. Акварели Пустовойтова большеформатные, передающие не только монументальность героев работ, но и бескрайнюю силу их окружения. И на книжных страницах, они, конечно, поджимаются, скромничают. Но поля украшены увеличенными фрагментами фона, позволяющими как под микроскопом разглядеть фактуру, линии мастера, его лирический природный космос. Страницы напоминают стены храмов с фресковой живописью, рассеивающиеся в звучной красочности, торжественно оплывающие литургической проникновенностью. Границы восприятия виртуальным способом раздвигаются и подсказывают, что масштаб Семена Ивановича Пустовойтова еще не обозрим, не вмещается в привычные рамки созерцания и анализа. Альбом – первая попытка его издать, достойная художественного гения.