В данный делюкс включены три книги серии: Cowards, Lawless, The Dead and the Dying - кратко о каждой, дабы подробнее в целом (осторожно - много спойлеров):
Для начала кратко коснемся мэтров, подаривших произведению путевку в жизнь. Для меня чаще имеет значение сценарная составляющая, но есть вещи настолько симбиотические, настолько целостные, что представить их в ином визуальном исполнении не представляется возможным. Яркий пример – Sin City, сложно вообразить«Город Грехов» без характерных черно-белых, нарочито вычурных мазков Фрэнка Миллера, как не представляется «Город…» без хриплого шепота автора, монотонно жужжащего в голове сопутствующего прочтению произведения закадровым голосом протагониста. Данная формула сажает читателя на острый зазубренный крючок «авторской ломки» и здесь: в «Криминале», только в качестве наживки в данном случае «не ликом единый» - Миллер, а буквально сросшиеся за годы плодотворной работы британский художник Шон Филлипс (Sean Phillips) и американский писатель Эд Брубейкер (Ed Brubaker).
Искушенный читатель знает, насколько хорош Брубейкер в стезе своего любимого жанра, неискушенному - могу лишь посочувствовать, да присоветовать прочесть автобиографичный роман «Lowlife», для полноты же восприятия той самой «стези» - присмотреться к Sleeper и Scene of the Crime, дабы лично лицезреть осознание художественного чутья авторов.
Насколько Филлипс мастер своего дела, получающий неимоверное удовольствие от работы – настолько он зрел по отношению к созданному криминальному роману. Что-то подобное чувствовалось у Аззарелло и Риззо в «100 пулях» (100 bullets), но в данном случае этот симбиоз – нечто более чем «хорошо», он - божественен, ни дать, ни взять… В чем же харизма произведения? В первую очередь - в отсутствии бахвальства и раздутого эго, которое зачастую гипертрофировано и неумолимо присутствует у некоторых, в том числе «популярных» мейнстримовых авторов, например у Марка Миллара, которого я к примеру, за это и недолюбливаю. У Эда же, напротив – крепко сбитая, плотная сценарная работа, но при этом минималистично самодостаточная! Всегда! И при этом обладающая некоторой магией, за которую Брубейкеру заведомо можно простить почти любые заусенцы, например в виде, казалось бы избитых приемов – прикипевших за годы жанровой предрасположенности. Однако, подобные «занозы» не примелькались у автора, они не «трут» глаз и даруют на выходе цельное ядро, книгу – открыв которую на любой из страниц, читатель моментально тонет в буквенно-графическом великолепии романа…Автор настолько одержим, в положительном смысле, своими идеями, но при этом способный хирургически стойко манипулировать повествованием, сдерживая накал до последней строчки, до последнего хлопка монолога, что порой диву даешься таланту буквенной формы.
Данные мысли только подкрепляют, в частности, обязательные четырех-пятистраничные послесловия Брубейкера по окончании Criminal, где он неизменно описывает свои любимые фильмы от шестидесятых до современных, и то, с какой страстью он повествует – сопоставимо, пожалуй, с интерпретацией своих суждений Тарантино: когда в видео-интервью его спрашивают про какой-либо олдскульный фильм или количество насилия в кадре – энергетика на грани ядерного распада вам гарантирована!Переключимся на сам сценарий. Клубок сюжетных перипетий затянут не менее туго, чем в вышеупомянутом Sin City. В данном случае имеем несколько арок, точнее шесть, перемешанных во времени, туго стянутых капроновым жгутом – проходящим красной линией по всей истории, под минималистично ярким названием – Криминал. Попытаемся распутать и данную вещь…
Трус \ Coward (#1-5, 2007, Icon)
История первая. Та самая, с которой все и началось. В центре внимания – профессиональный вор – Леонард Паттерсон. В момент первичного прочтения, может немного отпугнуть, или как минимум оставить множество вопросов, так как в порядке ознакомления читателя с персонажами упоминается, что мол «прошло пять лет с того рокового происшествия по делу в Солт-Бэй и пятнадцать с момента Томми Паттерсона», который, как потом выяснится являлся отцом Лео и отсидел за преступления сына, а затем и умер за то – чего не совершал, но это будет много позже. Пока же имеем: виртуоза воровского дарования, способного в мельчайших деталях проработать любую операцию и выйти сухим из воды.
На момент повествования, тот перебивается с хлеба на воду, промышляя после фиаско мелкими карманными кражами и ухаживая со съехавшего с катушек Айвэном – друга и коллегой отца, бывшего «классика» воровских кругов. Двое «товарищей» по старому доброму прошлому: Сеймур и продажный коп – Джефф вербуют Лео и Грету – бывшую наркоманку, пытающуюся завязать с прошлым, привлекая тех «плевым делом» – полицейским грузовиком, который под видом вещь доков везет 5 млн. «зелени». Казалось бы тривиальная завязка, на деле распустится пестрым цветком, в момент, когда все идет наперекосяк и выясняется, что изначально Джефф и Сеймур работают на криминального босса – Роялти Хайда, в планах которого изначально была задумана двойная рокировка и живым должны были выйти только Джефф и Сеймур. В результате кровавой бани Лео и подстреленная Грета чудом удирают с чемоданом, в котором на деле оказались не деньги, а наркотики. Далее следует череда событий, в результате которых «трус» Лео ломает стереотипы, дабы выжить любой ценой. Что из этого получилось… ничего хорошего. Финальные умозаключения протагониста и его монолог о том, что «dying is a lot harder than killing», у меня лично вызвал мурашки восторга.
Особенности: разбросанные в данной арке, якобы второстепенные события и персонажи, на деле – якоря, и будут аукаться на протяжении всего цикла событий. В частности история отца Лео – Томми, семья Хайда –будут центральными в арках «The Dead and The Dying» и «The Sinners», также отголоски событий из Coward будут вспыхивать и в «Lawless». Многие персонажи и места, к примеру – Джек «Шишка» Браун – владелец заведения «Прибой», будет постоянным местом, а владелец центральным лицом в одной из арок, так как отец Джека – Клевон, вместе с отцом Себастьяна Хайда – Уолтером, что называется - строили бандитскую ячейку города и стояли у истоков криминала.
Упоминание дела, за которое посадили отца Лео – ни что иное, как убийство Тига Лоулесса, с которым мы подробно познакомимся во втором томе арки «D&D», причем убил его «серый кардинал» - Лео Паттерсон. Сам же Тиг – никто иной, как отец Трейси – главного персонажа арка «Lawless» и «The Sinners». Кроме того, название заведения – Undertow (Прибой), на деле является сокращением от Undertown (Подземка), что тоже символично, впрочем - как и каждая мелкая деталь, которых в Criminal будет множество!
Вне закона \ Lawless (#6-10, 2007, Icon)
Сюжетная арка из пяти выпусков, в прицеле которой история Трейси Лоулесса. Военный, проходивший службу в Багдаде – дезертирует, узнав, что его брата – Рика, убили. По пути к городу, Трейси совершает ограбление, в процессе, которого одного из участников убивает.
Далее пересекается со старым знакомым – Джейкобом и с целью внедриться в группировку своего брата и выяснить, кто стоит за убийством изнутри – наведывается в «Прибой» под вымышленным именем – Сэм Вест. Подстроив убийство водителя из команды брата и заведомо зная, что им позарез понадобится «водила» на дело - Трейси тут, как тут.
Параллельно с внедрением он продолжает расследовать убийство брата и натыкается на связь Рика с членом команды – Мелори. Та в свою очередь находит старую фотографию, на которой Трейси и Рик вместе – тем самым догадываясь, что они братья. Петля событий затягивается все туже и в словесной перепалке с Мелори Трейси узнает, что его убила именно она, так как тот совсем слетел с катушек, и перспектива всю жизнь терпеть побои заставила ее спустить курок.
Трейси проворачивает аферу – в результате: он и Мелори скрываются, а всю шайку загребает полиция. Тем временем на хвосте у протагониста и спутницы – люди Себастьяна Хайда, как выясняется деньги, которые украл Трейси в начале истории – принадлежали именно ему. Финальный диалог Хайда ставит Трейси на рогатку: либо тот прощается с жизнью своей и Мелори, либо вербуется к нему в чистильщики. Трейси выбирает второе…
Особенности: в начале истории мелькает Джейкоб Курц – специализирующийся на подделке документов, данный персонаж будет «блистать» в великолепной арке «Bad night». Положено начало криминальным взаимоотношениям Трейси и Хайда, которые расцветут алым пламенем в арке “the Sinners”.
При смерти и мертвые \ The Dead and The Dying (#1-3, 2008, Icon)
Три самостоятельных истории, некий эксперимент авторов, которые до этого не выпускали одношотовые действа. Все три истории самодостаточны, но для полноты картины не взаимозаменяемы, потому как позволяют сложить паззл в единое целое - лишь рассмотрев всю картину с нескольких ракурсов – глазами трех персонажей: Джейка Брауна, Тига Лоулесса и Дэники.
История «Second chance on hell» знакомит читателя с Джейком Брауном, тем самым крепышом-владельцем бара «Прибой». Но в данном случае повествование затрагивает временной промежуток в начале семидесятых, что называется «когда деревья были большими», потому тут Браун – молодой и перспективный боксер тяжеловес и близкий друг сына криминального босса города – Себастьяна Хайда. История расскажет к чему приводят мечты, какова цена за преданность и дружбу, даже если ты с малых лет ел с ложки у крупнейшего криминального авторитета города.
Второй сюжет «A wolf among of the species» крепко сбитый кусок с горьковатым привкусом жизни ветерана Вьетнамской войны – Тига Лоулесса, отца Трейси. Во всей красе иллюстрирует поговорку «собаке – собачью смерть».
Третья история «Female of the species» - связующее звено трех историй, рассказывает о Дэнике – роковой красотке, которая в погоне за красивой жизнью в полной мере прочувствовала на себе слоган песни Джеймса Брауна « It`s a Man Man`s World»…
Особенности: Сюжет с Тигом Лоулессом – прямой отсыл к арке «Coward» и в некотором смысле ее приквел, ибо там упоминалась его смерть от рук Лео, за которую, однако, отсидел его отец.
Сюжет с боксером Джейком – знакомит с завсегдатаем почти всех историй, как та самая «капроновая нить линии сюжета» частенько проходит через бар «Прибой». История с Дэникой оголяет подводные течения взаимоотношений подрастающего криминального поколения Себастьян – Джейк и приоткрывает завесу над основоположниками теневой стороны города – родителями Хайда и Браунами.