9 октября 2018 г., 12:16
3K
Современный роман на века: «Остров Сахалин» Эдуарда Веркина
Новая книга «Остров Сахалин» — роман, заслуживающий самого пристального внимания. Этого автора часто забывают, но по-хорошему каждая его книга — событие для русской литературы, а «Остров Сахалин» — особенно.
Веркина нельзя назвать малоизвестным автором, но то, что его не относят к первому эшелону русских современных писателей — тоже правда. Его книги прочно осели в нише детской и подростковой литературы. Однако не будем забывать, что в этих же нишах когда-то находились такие разные, но одинаково влиятельные писатели, как Роберт Льюис Стивенсон, Жюль Верн, Евгений Шварц и братья Стругацкие.
Важно обратить внимание, что новый роман писателя — это именно «взрослая проза». Не зря книга даже издана в серии под названием «Эдуард Веркин. Взрослая проза». Однако все эти возрастные особенности нисколько не отменяют того факта, что книга Веркина одинаково предназначена и взрослым, и подросткам, и детям. «Остров Сахалин» — универсальное произведение, обращенное к человеку и только к нему.
В чем же главный пафос этого «обращения» к читателям? Веркин в романе описывает будущее – самыми темными, насколько это возможно, красками. При этом вероятность наступления такого будущего совсем не нулевая, поэтому книга автоматически переходит в разряд романов-пророчеств или предупреждений.
А еще это книга об идентичности. Веркин изображает мир, где наций осталось всего ничего, а «русские» вообще, по большей части, канули в прошлое, сохранившись только отчасти в крови некоторых людей вроде главных героев. Но, оказавшись на Сахалине в тот момент времени, когда смерть близка, герои романа, даже сами того не желая, начинают задумываться о том, кто они на самом деле. И этот размывающийся в современном мире вопрос встает с новой актуальностью в этой книге.
Роман Веркина поражает своей полижанровостью: это одновременно самый настоящий зомби-постапокалипсис, приключенческий роман и постмодернистская литературная игра. Веркин обращается в тексте не только к знаменитой книге Чехова, но и к романам Лема, Стругацких и, конечно же, «Острову Крым» Василия Аксенова. Веркин, быть может, не столь социален, но не менее ярок и дерзок в изображении будущего.
«Остров Сахалин» — действительно серьезное произведение, отмеченное печатью большой литературы. Веркин — мастер слова, любящий жанровую форму, но любой жанр он подстраивает под себя, чтобы рассказать истории, поражающие своей философской мыслью и изобразительной мощью.
Материал предоставлен издательством «Эксмо».
Отличная книга, хотя сильно не "для всех"