20 января 2019 г., 15:08
2K
Арина Буковская: рецензия на книгу «Остров Сахалин» Эдуарда Веркина
Критик: Арина Буковская
Рецензия на книгу Остров Сахалин
Оценка: *
Роман Эдуарда Веркина «Остров Сахалин» был опубликован еще в апреле, но активно обсуждать его в инфопространстве – хвалить, ругать и всячески ломать копья – стали только в последние несколько месяцев. Причем разговоры об этой книге обычно начинаются с указания на ее «физические» недостатки, которые сложно не заметить. Автор умудряется немного путаться в героях, допускать сюжетные нестыковки, и чем активнее дело идет к финалу, тем больше роман напоминает собственный черновик. Но, несмотря на это, новую книгу Веркина – мрачную бродилку по постапокалипсическому миру – называют одним из лучших текстов года.
Сахалин для империи – одновременно и каторга, и фильтрационный лагерь, где «отстаиваются» беженцы с материка, сумевшие спастись от эпидемии. Это гиблое место. Хозяйничают тут японцы, котируются русские, которых почти не осталось, а за нижнюю ступень социальной лестницы цепляются китайцы с корейцами – последних все дружно презирают за то, что они в свое время развязали войну. Ах да, еще неграм в этом дивном новом мире тоже не очень везет.
Когда на Сахалин в экспедицию приезжает голубоглазая Сирень, высокородная японка с частичкой русской крови, к ней ради безопасности приставляют сопровождающего Артема, одного из последних местных русских. Сирень и сама далеко не беззащитна – у нее по пистолету в каждом кармане прорезиненного плаща, и дерется она, как Арья Старк после учебы у Безликого. Вместе со своим телохранителем японка ездит по сахалинским городам и тюрьмам, изучая злополучный остров, на котором концентрация безумия и зла превышает мыслимые пределы. И всех на своем пути – чиновников, каторжников, сектантов – она спрашивает о будущем.
Дело в том, что футурология в этом едва выживающем мире стала профессией, в которой заинтересовано правительство, а Сирень – футуролог: она пытается понять, как будущее расчищает себе дорожку в адском настоящем, для того чтобы в конце концов иметь возможность наступить. Но экспедиция внезапно прерывается катастрофой, и научное путешествие по задворкам империи превращается в борьбу за выживание со стрельбой и драками, беглыми каторжниками, ходячими мертвецами и прочими сомнительными радостями.
С одной стороны, Веркин написал такой фантастический боевичок про крутых ребят, в два счета побивающих врагов ловкостью рук и высокими душевными качествами. А с другой стороны, в этой жанровой сказке для взрослых проговаривается столько интересных и важных вещей, показана такая яркая и безумная реальность, рассыпано так много значимой для нас социалки, что сам боевичок разыгрывается как бы поверх мощного смыслового слоя, и все это вместе уже тянет на какую-нибудь крупную литературную премию.
Причем рассказывает свою пост-апокалипсическую историю Веркин так, что в каждой детали кроется по дьяволу. Это одиссея от страшного к худшему, во время которой благодаря героине-футурологу мы продолжаем мужественно верить в будущее. Даже когда детей-альбиносов пускают на сувениры, безумные тюремщики отстреливают заключенных из пулеметов, каторжники перерезают глотки всем подряд, а толпа развлекается «мордованием негров».
Экспедиция голубоглазой японки на Сахалин оказывается одновременно и фатальной, и успешной: Сирень хотела понять, при каких условиях будущее вносит правки в настоящее, – так вот они, эти условия, практически на ее глазах запустили необратимый процесс. Потому что, когда уровень зла в отдельно взятом месте зашкаливает, природа начинает программу санобработки. И если первое светопреставление – ядерная война – у Веркина дано в бэкграунде, то второе – локального масштаба – происходит прямо на страницах книги.
В общем, «Остров Сахалин» – роман в два апокалипсиса. Видимо, одного мы уже не боимся.
* Оценка указана редакцией Livelib
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!