15 апреля 2024 г., 07:00

42K

Леонардо да Винчи: незаконнорожденный гений, «человек без образования» и символ эпохи

105 понравилось 1 комментарий 47 добавить в избранное

Леонардо да Винчи — один из самых загадочных и вдохновляющих художников в истории человечества, которого многие считают едва ли не величайшим среди гениев, из когда-либо живших на Земле. Он был не только художником, он также был талантлив и во многих других областях, таких как изобретательство, скульптура, архитектура, наука, музыка, математика, инженерия, литература, анатомия, геология, астрономия, ботаника, палеонтология и картография. И во всём, к чему обращался его пытливый ум, он достиг высот отнюдь не дилетантских, систематически расширяя и углубляя свои знания.

Его творчество и жизнь до сих пор увлекают и вдохновляют миллионы людей, а его талант и влияние остаются безграничными. Леонардо да Винчи — это не просто художник, это символ эпохи Возрождения, когда человек стремился к знаниям и свободе. Из книг о нём можно составить целую библиотеку, уже сейчас в ней около десятка тысяч наименований, и каждый год в разных странах мира выходят новые труды и книги об итальянском гении.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшой деревеньке Анкиано, рядом с городком Винчи, расположенной у подножья Албанских гор между Флоренцией и Пизой. Каменный дом простой планировки, где он родился, стоит до сих пор. При этом точная дата его рождения была установлена лишь в прошлом веке, в 1931 году.
картинка Arlett
О том, кем была его мать Катерина, спорят до сих пор, версии расходятся — от бесправной рабыни и неграмотной крестьянки до девушки из родовитой, но обнищавшей семьи. Зато в отношении отца никаких сомнений нет — им был человек весьма высокого общественного положения, двадцатишестилетний нотариус Пьеро да Винчи из уважаемой семьи потомственных юристов. Известно, у сера Пьеро был состоятельный друг — флорентийский банкир, которому принадлежала рабыня с таким же именем, а после смерти банкира всё его имущество перешло к отцу будущего художника.

Как бы там ни было, статус Катерины был куда ниже, чем у молодого человека из уважаемой семьи, поэтому жениться на ней он не мог, но судьбу ее всё же устроил: вскоре после рождения Леонардо она вышла замуж за одного из местных жителей по прозвищу Аккаттабрига, что означало «забияка», и родила от него еще пять детей — четырех дочерей и сына.

До пяти лет маленький Леонардо жил с матерью, а потом отец забрал отпрыска к себе в город. Долгое время у него не было наследника, первая и вторая его жена умерли, не оставив детей, и Леонардо долгое время оставался единственным сыном, пока в 1476 году третья жена сера Пьеро да Винчи не родила, наконец, законного наследника. К тому моменту Леонардо уже исполнилось двадцать четыре года, и он давно уже жил своей жизнью. В итоге у Леонардо появилось более двенадцати братьев и сестер — от третьего и четвертого браков отца, а согласно некоторым последним исследованиям, всего их было не меньше двадцати одного.

Быть незаконнорожденным в те времена в Италии еще не означало быть социально ущербным — дед Леонардо с гордостью записал в своем дневнике о рождении внука, а на его крещении присутствовали как минимум десять крестных, так что его существование скрыть явно не пытались. Положение незаконнорожденного закрывало ему двери в университет и в Гильдию судей и нотариусов, поэтому он не смог бы продолжить дело отца, но в остальном никаких ограничений он не испытывал.

Первые годы жизни мальчик провел в деревне с матерью, а потом его забрали в дом деда, после смерти которого юный Леонардо перебрался во Флоренцию к отцу. Обучение он получал самое обычное для тех времен: сначала начальная школа, где обязанности учителя исполнял обычно священник или нотариус, и где дети обучались чтению и письму и осваивали начала латыни, а в возрасте одиннадцати лет Леонардо отправился в училище, где больше занимались математикой и лишь немного знакомили с литературой, готовя своих учеников к занятиям коммерцией. Судя по всему, языки, как родной итальянский, так и латынь, давались юному Леонардо с трудом. Он себя сам позднее назвал uomo senza lettere — «человеком без образования», имея в виду отсутствие способностей к латыни. В его записях часто встречаются грамматические и орфографические ошибки и пропущенные слова (сейчас бы у него заподозрили, а может и диагностировали бы какую-либо из форм дислексии).

Настоящее образование началось, когда в возрасте около четырнадцати лет Леонардо, чьи художественные способности не прошли мимо отца, поступил в ученики к Андреа дель Верроккьо, известному мастеру того времени, под руководством которого будущий гений и делал первые шаги к искусству. Мастерская Верроккьо была не просто мастерской художника в привычном для нас понимании — там уживались не только живопись, скульптура и архитектура, но находилось место и для инженерных разработок, механики и разнообразных ремесленных техник.

Здесь Леонардо провел не менее шести лет и даже какое-то время жил в доме мастера, предпочтя его гораздо более просторному дому отца. Мастерская Верроккьо в то время была своего рода центром художественной мысли Тосканы и соседних областей Италии, откуда съезжались мастера, чтобы обмениваться опытом. Сам Андреа дель Верроккьо был человеком своего времени, хорошо образованным, умным и с широким кругом интересов, куда входила не только живопись, но и скульптура, ювелирное мастерство, музыка и науки. Вазари утверждает, что ученики мастера изучали кроме всего прочего геометрию и естественные науки. В то же самое время в этой же боттеге, так назывались художественные мастерские того времени, учились такие будущие знаменитые мастера, как Перуджино, Боттичелли и Лоренцо ди Креди.

Уже тогда многие отмечали поразительную красоту Леонардо, которую он сохранил до самой старости: считается, что для своей знаменитой бронзовой статуи юного Давида Верроккьо в качестве модели использовал своего ученика.
картинка Arlett
Помогая Верроккьо в работе, Леонардо постигает тонкости мастерства, начав с ювелирных техник, от которых перешел к скульптуре, вылепив несколько смеющихся женских и детских головок. Позднее мастер поручает юному Леонардо написать фигуру ангела в алтарной картине «Крещение Христа». Вазари пишет, что Верроккьо так впечатлил написанный Леонардо ангел, что он больше так и не смог взять в руки кисть, считая, что уже никогда не сможет превзойти своего ученика (чего, конечно же, на самом деле никогда не было — Верроккьо до конца своей жизни оставался одним из самых востребованных мастеров своего времени). картинка Arlett
Самой ранней из сохранившихся работ Леонардо считается картина «Благовещение», которую долгое время приписывали его учителю Верроккьо. Обе они сейчас находятся во Флоренции в галерее Уффици.
картинка Arlett
Леонардо не слишком блистал в ораторском искусстве и латыни, базовых дисциплинах образованных людей того времени. Свои знания он предпочитал черпать всё же не из книг, а в наблюдении за природой. Он был убежден, что живописец, помимо всего прочего, должен обладать острой наблюдательностью и пристально вглядываться во всё, что видит глаз — от тени на облаках и фигурах, сложных атмосферных явлений до устройства предметов и тела человека, ради чего он предпринимал рискованные прогулки по горам и сам не брезговал препарировать трупы, тщательно изучая и зарисовывая итоги своих наблюдений. Его записные книжки полны заметок обо всём, что его интересовало.

Например, для одной из самых первых своих работ, к сожалению, не сохранившейся – картона, по которому должны были выткать гобеленовую портьеру для португальского короля, он подробнейшим образом изучил строение пальмы, чтобы найти идеальные формы.

Позже, выполняя просьбу отца расписать щит, предназначенный для его знакомого поселянина, Леонардо позаимствовал формы у хамелеонов, ящериц и летучих мышей, которых он для изучения приносил в свою мастерскую (и которых даже не удосужился выкинуть, из-за чего мастерская была заполнена смрадом, но такие мелочи мастера не беспокоили), и нарисовал на щите такое чудище, выползавшее из темной расщелины, изрыгая дым и огонь, что отец его отшатнулся в страхе. Не желая ни обижать сына, ни шокировать знакомого слишком уж экстравагантным подарком, он позже купил в качестве обещанного подарка самый обычный щит, расписанный незатейливым сюжетом — сердцем, пронзенным стрелой.

Отправляясь на прогулку, Леонардо всегда брал с собой бумагу и карандаш, запечатлевая лица, повадки, одеяния и движения встречных, а позднее наставлял своих учеников: «Старайся часто во время своих прогулок пешком смотреть и наблюдать места и позы людей во время разговора, во время спора, или смеха, или драки». Согласно анонимному биографу, задумав однажды сюжет со смеющимися людьми, Леонардо выбрал нескольких человек, подходивших для его целей, и пригласил на обед, где начал развлекать их, рассказывая самые нелепые и смешные вещи, и те смеялись «до вывиха челюстей». Сам же внимательно наблюдал, стараясь запомнить гримасы, и после их ухода немедленно отправился в мастерскую, где воспроизвел их в таком совершенстве, что рисунок его заставлял людей смеяться так же, как смеялись живые модели во время его рассказов.

В возрасте двадцати лет Леонардо становится самостоятельным мастером, присоединившись к местной гильдии художников, а через несколько лет открывает свою мастерскую. Во второй половине 1470-х годов он создает такие картины, как «Мадонна с цветком» (также известная как «Мадонна Бенуа», которая находится сейчас в Эрмитаже в Санкт-Петербурге) и «Мадонна с вазой», и получает свой первый большой заказ — алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Систо, расположенного неподалеку от Флоренции. Несмотря на огромную подготовительную работу, так его и не завершает — в своем стремлении к совершенству он уже тогда не торопился в работе над картинами, подолгу обдумывая каждую деталь, затягивая работу а иногда и вовсе ее забрасывая, и эта манера со временем только усугубилась.
картинка Arlett

1482 году тридцатилетний Леонардо переезжает в Милан, под покровительство герцога Лодовико Сфорца, которому тогда понадобился придворный художник и скульптор. Он отправляется туда с подарком — созданной им собственноручно из серебра удивительной лирой в виде конской головы, где зубы лошади служили колками и на которой он сам, по свидетельствам современникам, играл как никто другой, — и письмом, в котором характеризует себя как в первую очередь как военного инженера, механика и строителя, сведущего в постройке мостов, разнообразной военной и оборонительной техники — артиллерийских орудий, колесниц, пушек и катапульт, гидротехнических сооружений и разнообразных зданий, добавляя в конце, как нечто не самое важное, что также владеет навыками скульптора, и при необходимости может нарисовать картину. Существует версия, что Леонардо был отправлен в Милан флорентийским властителем Лоренцо Великолепным с некими тайными поручениями: в те времена художники часто выполняли роль шпионов и тайных посланников.

На самом же деле заняться ему пришлось делами куда более мирными: в качестве придворного художника он в течение многих лет отвечал за оформление разнообразных увеселений и торжеств, разрабатывал эскизы костюмов для свадеб и турниров, декорации для постановок и шествий (многие из которых, несмотря на то, что использовались буквально один или два раза, были очень сложными с точки зрения механики), забавлял придворных фокусами и забавными изобретениями и даже придумывал, как добиться идеальной температуры для грелки супруги герцога. Несмотря на то, что ни один его военный проект так и не был реализован, решение самых разнообразных задач позволило ему осуществить свои разнообразные замыслы и стать гармонично и всесторонне развитой личностью (uomo universale), вполне соответствующей идеалам эпохи Возрождения.

Через два года после прибытия в Милан герцог поручает Леонардо создание бронзовой конной статуи, которая должна была увековечить отца Лодовико, Франческо I Сфорца. Художник с жаром принялся за работу, выбрав чрезвычайно энергичную позу — всадника, сидящего на вздыбленном коне, и часами пропадал в конюшнях герцога, зарисовывая и изучая анатомию лошадей. Позднее позу коня Леонардо решил сменить на более спокойную, но статуя всё же должна была поражать воображение — рост коня должен был составить 7,5 м. На работу над статуей ушло почти десять лет, но, несмотря на то, что уже были готовы формы для отливки, проект так и не был реализован — во время очередной войны, бывшей в те годы обычным делом для Италии, герцог отдал распоряжение передать заготовленный для статуи металл на отливку пушек. Осталась лишь глиняная полноразмерная модель, которая тоже не сохранилась — ее уничтожили в 1499 году французские солдаты, взявшие Милан штурмом.
картинка Arlett
В Милане отчасти (и очень сильно отчасти) сохранилась одна из самых известных работ художника — фреска в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие «Тайная вечеря», представляющая последний ужин Христа и его апостолов. Ее величие оценили уже современники, восхваляя в письмах и заметках. Во многом благодаря многочисленным копиям, сделанным в то время, мы хоть в какой-то мере можем представить, какое она производила впечатление.
картинка Arlett
Для этой фрески Леонардо изобрел собственную технику, нанося на сухую штукатурку смесь темперы и масла, но именно это и послужило причиной того, что фреска не выдержала вечной сырости в помещении трапезной и начала осыпаться еще при жизни мастера. Уже к началу двадцатого века от фрески мало что осталось, а налет во время Второй мировой войны едва не уничтожил ее полностью (стену удалось спасти благодаря тому, что ее заблаговременно закрыли мешками с песком). Фреска неоднократно подвергалась реставрации, последняя была осуществлена в конце двадцатого века, с применением самого современного на тот момент оборудования. Процесс стартовал в 1978 году и завершился двадцать один год спустя, в мае 1999 года.

Как и многие другие работы Леонардо, история создания «Тайной вечери» окружена легендами. Одна из них рассказывает, что моделью для лика Христа и фигуры Иуды стал один и тот же человек — однажды мастер увидел на улицах Милана красивого юношу, пригласил в свою мастерскую и там сделал наброски для будущего образа Спасителя. Спустя несколько лет, когда фреска была уже почти готова, Леонардо никак не мог найти подходящую модель для Иуды (и даже грозился написать его фигуру с настоятеля монастыря, досаждавшего ему жалобами на слишком затянувшуюся работу), пока не увидел валяющегося в канаве пропойцу, грязного и опухшего. И уже когда образ Иуды был готов, выяснилось, что оборванец — тот самый юноша, который когда-то позировал мастеру для образа Иисуса. Но получив плату, он пошел по кривой дорожке и в конце концов дошел до такого печального состояния.

Отголоски другой легенды, согласно которой на картине изображен не апостол Иоанн, а Мария Магдалина, которая якобы стала женой Спасителя, а также многочисленные теории о якобы закодированных в этой фреске тайных посланиях художника нашли отражение в знаменитом романе Дэна Брауна «Код Да Винчи».

Кроме того, в Милане можно увидеть еще одну работу Леонардо — роспись потолка в Дощатом зале (Sala delle Asse), где он изобразил целый лес тутовых деревьев, ветви и кроны которых переплетаются на стенах и потолке вокруг герба семейства Сфорца.

Во время своего пребывания в Милане Леонардо также пишет алтарную картину «Мадонна в скалах» для церкви Сан-Франческо-Гранде по заказу местного Братства Непорочного Зачатия. По договору, заключенному с художником, это должен был быть триптих с изображением Мадонны, Бога Отца, младенца Иисуса и ангелов по сторонам, но Леонардо меняет сюжет и изображает Мадонну с двумя младенцами — Иисусом и Иоанном Крестителем. Это, а также привычка мастера затягивать работу до неприличия стали причиной конфликта и даже судебной тяжбы с Братством, которая тянулась много лет и закончилась приговором суда в 1499 году, в котором картина была признана незавершенной.
картинка Arlett
Возможно, благодаря этой тяжбе художник создал и вторую версию картины, которая предположительно была нарисована во время его второго пребывания в Милане в 1506 году. Одна из версий картины сейчас находится во Франции в Лувре, а вторая — в Национальной галерее Лондона. Существует несколько версий создания этих двух вариантов картины. По одной из них, картину захотел приобрести французский король Франциск I, и второй вариант был создан по его заказу, а по другой — второй вариант был создан специально для короля Франции Людовика XII, который мог видеть первую версию, когда оккупировал Милан в 1499 году. Споры же о том, какая из них была первой, а какая — копией, ведутся до сих пор, Лондон и Париж оспаривают друг у друга право первенства.

Помимо фресок писал Леонардо и портреты любовниц герцога. Самые известные из них — портрет Чечилии Галлерани «Дама с горностаем», который сейчас находится в Кракове, и «Прекрасная Ферроньера» (находится во Франции в Лувре) — портрет неизвестной миланской дамы, по поводу которой до сих не утихают споры.
картинка Arlett
Согласно одной из самых популярных версий – это портрет Лукреции Кривелли, фаворитки герцога, либо же его жены Беатриче д'Эсте. Существует легенда, что во время создания портрета юная Чечилия, которой было тогда шестнадцать лет, влюбилась в красавца-художника и ее чувства не остались без ответа — основанием для этой легенды послужил найденный в архиве Леонардо черновик незаконченного письма, где он называет ее возлюбленной богиней.

В 1499 Милан захватывают французы, и Леонардо возвращается во Флоренцию, после чего начинаются скитания: недолгая служба у правителя Романьи Чезаре Борджио, одной из самых одиозных и чудовищных фигур того времени, возвращение во Флоренцию, новая попытка закрепиться в Милане, следом Рим, между ними Венеция и, наконец, он находит свой последний приют во Франции, при дворе короля Франциска I.

Во Флоренции он пишет портрет Моны Лизы дель Джокондо, жены видного флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Этот портрет под именем «Джоконда» и «Мона Лиза» станет самой знаменитой его картиной. Согласно легенде, во время работы над портретом художник специально приглашал людей, которые развлекали красавицу пением, танцами и шутками, и, возможно, благодаря им Леонардо смог поймать и передать ту легкую полуулыбку, которая до сих пор волнует сердца и интригует умы зрителей во всём мире.
картинка Arlett
Леонардо хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato — легкой дымки, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека. Это удалось ему в полной мере, но любовь художника к экспериментам и тут сыграла с ним злую шутку — со временем Джоконда очень сильно потемнела, и о многих деталях нам остается только догадываться (часть из них удалось восстановить современными средствами, а также мы можем составить о них впечатление по копиям, которые делали другие художники, не мудрствуя с составом красок, благодаря чему они добрались до нашего времени без таких катастрофических потерь).

После недолгого пребывания при дворе у Борджиа, Леонардо возвращается во Флоренцию, где вступает в творческое состязание с еще одним великим гением Ренессанса — Микеланджело. Им предложили расписать каждому по стене в новом зале Палаццо Синьории. Сюжетом была выбрана битва при Ангиари между флорентийскими и миланскими войсками 29 июля 1440 года. Замысел был грандиозен — законченная фреска должна была превосходить по размеру «Тайную вечерю» почти в три раза. Картон, для работы над котором Леонардо сконструировал специальные складывающие леса, был представлен в 1505 году, потрясал зрителей и позднее разошелся в многочисленных копиях и наиболее известен благодаря рисунку Рубенса, сделанного с гравюры Заччиа.
картинка Arlett
По словам Вазари, «подготовительный рисунок был признан вещью… выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, примененных им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя…»

И снова Леонардо подводит любовь к экспериментам — на этот раз не только с красками, но и с грунтом, из-за чего роспись стала осыпаться уже во время работы. Кроме того, стена была просушена неравномерно, что только усугубило ситуацию. Поиски решения затягивались, работа продвигалась медленно, возникли проблемы материального характера: заказчики требовали либо предоставить готовую работу, либо вернуть выплаченные деньги. Спасло Леонардо только новое приглашение в Милан, поспорить с которым не мог даже Совет Флоренции. Леонардо уехал и фреска осталась незавершенной, а во второй половине 16 века зал был реконструирован и фреска была утрачена — ее место заняла работа Вазари «Битва при Марчиано».

Впрочем, надежда на возвращение незаконченного шедевра Леонардо есть. Возможно, Вазари, который испытывал настоящий восторг перед Леонардо, сумел сохранить его работу, оставив намек на это на собственной фреске. Акустическое исследование показало наличие за стеной с «Битвой при Марчиано» узкой (от 1 до 3 см) воздушной прослойки, достаточно крупной, чтобы фреска Леонардо могла там сохраниться.

Второе пребывание Леонардо в Милане оказалось коротким: герцог Лодовико Моро бежал из Милана, и в город снова вошли французы, а Леонардо снова остался без покровителя, который почти двадцать лет обеспечивал ему финансовую поддержку. Нужно было искать нового, и Леонардо даже не спешил покидать покоренный Милан в надежде получить внимание победителя. В какой-то момент это ему почти удалось — влиятельный секретарь Людовика XII Флоримон Роберте заказал художнику картину, сейчас известную как утерянная «Мадонна с веретеном». Кроме нее известны три копии, из которых две относят кисти да Винчи или его школе. Но в конце 1499 года он всё же покидает Милан.
картинка Arlett
Во время путешествия в Венецию Леонардо создает иллюстрацию для книги, посвященной трудам античного римского архитектора Витрувия, – теперь знакомого едва ли не каждому «Витрувианского человека» (ее даже воспроизвели на монете в 1 евро), изначально известную под названием «Пропорции тела человека согласно Витрувию», и которая часто используется как универсальный символ идеальных пропорций и симметрии человеческого тела.
картинка Arlett
Там же он придумывает водолазный костюм, но оставляет свое открытие втайне, опасаясь, что венецианцы употребят его изобретение не только для войны с турками. В своей записной книжке он пишет: «Никому этого не открывай… Костюм надо шить дома. Всё, что нужно под водой, — то есть костюм, закрытый наглухо… одежда водонепроницаемая… на голове маска…» Новое изобретение водолазного костюма состоялось лишь три века спустя.

Однако он предложил Венеции свои услуги инженера, пообещав, помимо прочего, установить шлюз на реке Изонцо, с помощью которого можно будет заполнить долину водой и потопить наступающих турок — но эта идея, как и многие другие, так и осталась всего лишь идеей.

Во Флоренции отец художника, который был еще жив, организует заказ на создание алтаря для своих клиентов, монахов-сервитов, но Леонардо только тянет время, так к работе и не приступив. По словам соглядатая Изабеллы д’Эсте, супруги маркграфа Мантуи, которая еще не потеряла надежду получить от Леонардо портрет его работы, художник в то время и думать забыл о картинах, всерьез увлекшись геометрией.

Ни монахи, ни Изабелла так своих картин и не дождались (Изабелле повезло больше, ей достался хотя бы эскиз так и не случившегося портрета) — Леонардо вернулся в Милан, чтобы поступить на службу к врагу и тюремщику его предыдущего покровителя — королю Людовику XII.
картинка Arlett
Но и в этот раз не задалось — французов выгнали из города уже швейцарские наемники, и Леонардо покинул Милан уже навсегда. Оттуда он отправляется в Рим, в надежде обрести покровительство папы Льва X, но за ним следует дурная слава человека, который не в состоянии довести до конца ни одного проекта, а конкуренцию ему составляют находящиеся в зените славы Микеланджело и Рафаэль, которых отличает и скорость, и более ответственное отношение к работе. Леонардо так и не получает там ни одного заказа.

Проведя в Вечном городе три бесполезных года, художник, которому уже перевалило за шестьдесят, покидает Италию, чтобы в 1516 году стать придворным художником французского монарха Франциска I. Несмотря на преследующие его неудачи, Леонардо всё же снискал достаточно славы, чтобы украсить своим присутствием любой двор, и, таким образом, он становится скорее почетным гостем, чем придворным художником французского короля. Леонардо получает в свое распоряжение небольшой замок Клу неподалеку от королевского дворца в Амбуазе, и там умирает в возрасте 67 лет 2 мая 1519 года.

Жизнь Леонардо казалась загадкой даже его современникам. И до сих пор он хранит множество тайн, даже несмотря на оставшиеся после него массы записей и документов, и сотни посвященных ему исследований.

До сих пор неизвестно, кем была некая Катерина, которая, согласно его дневнику, явилась к нему 16 июля 1493 года, и расходы на похороны которой несколькими годами позже он старательно записал: была ли это его мать, с которой его разлучили в раннем детстве, или все же другая женщина?

Из черновика письма Леонардо на имя «султана Вавилонского», высокопоставленного чиновника в Сирии, где он повествует о своем желании посетить Армию и Сирию и осуществить там ряд великих замыслов, родилась легенда о его путешествии по этим странам. Увы, сбыться им всё же было не суждено, как показали дальнейшие исследования, ни в Армении, ни в Сирии он точно никогда не был.

Писал Леонардо и турецкому султану Баязиду с амбициознейшим предложением построить каменный мост через Босфорский пролив, под которым могли бы проходить парусные суда длиной 350 м и шириной 24 м. Его предлагалось сделать однопролетным, притом что длина самого большого моста с одним пролетом, существовавшего в ту эпоху, составляла 72 м. По замыслу Да Винчи, камни в его сооружении должны были сцепляться друг с другом без вспомогательного крепежа, а устойчивость всей конструкции должна была обеспечиваться исключительно силой притяжения Земли. Увы, и этот грандиозный замысел остался без внимания, хотя уже в наше время инженеры провели расчеты и доказали, что проект был вполне реализуем.

Леонардо был изобретателем, чьи идеи далеко опередили время. В Милане он пытался понять и сделал множество рисунков, изучая летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей: да Винчи был буквально одержим замыслом создания летательного аппарата и даже дошел в своих разработках до идеи, близкой к идее аэроплана, где человек не прикреплен к конструкции, а сохраняет полную свободу управления ею.

Гидротехника была одним из самых больших увлечений Леонардо: многие часы он проводил в расчетах, как менять русла рек, проводить каналы и осушать болота. Изучая реку Арно и ее притоки, он пришел к убеждению, что если провести сеть каналов, то водный путь от Флоренции до Пизы сократится на двенадцать миль, и доход от земледелия в Прато, Пистойе, Лукке и Пизе увеличится многократно благодаря лучшему орошению.

В его записях много места отведено не только искусству, но и проектам различных машин: для валяния, стрижки, прядения, ткачества и прочих, и по словам специалистов, в каждой из них можно найти то, что делает изобретение по-настоящему полезным и прорывным для своего времени. Один из его проектов — описание механической прялки, по сравнению с которой прялка Юргена, изобретенная в 1530 году и служившая текстильной промышленности до конца XVIII века, кажется грубой и непродуктивной. Но все его проекты так никогда и не были осуществлены.

После смерти Леонардо да Винчи все его записи по завещанию остались одному из его учеников — Франческо Мельци, который после смерти учителя вернулся в Милан с этими бумагами и даже предпринимал попытки их как-то организовать и оформить. В частности, считается, что именно он, скорее всего, скомпилировал «Трактат о живописи» и собирался его издать, но случилось это всё же гораздо позже. После смерти Франческо записи Леонардо перешли его сыну, который никакого интереса к ним не испытывал, и со временем часть этого наследия была утрачена или безнадежно испорчена: согласно оценкам специалистов, до нас дошло не более 25–30%, часть разошлась по разным странам и долгое время путешествовала по разным коллекциям и странам. Около 13 тетрадей были украдены у Мельци неким Лелио Гаварди д’Азола, домашним учителем, который попытался продать их тосканскому герцогу Франческо Медичи, но смерть герцога сорвала сделку, и после нескольких безуспешных попыток заработать на украденном, он вместе с архитектором Джованни Амброджо Мадзента решил вернуть их Франческо Мельци-младшему – только для того, чтобы узнать, что тот совершенно в них не заинтересован.

Планомерное изучение записей Леонардо началось только во второй половине 19 века, и из сохранившихся материалов были сформированы так называемые Кодексы: кодекс «Арунделла», «Атлантический кодекс», «Виндзорский кодекс», кодекс «Лестера», два «Мадридских кодекса», кодекс «Тривульцио» («Тривулзиана»), 3 кодекса «Фостера», «Кодекс о полете птиц».

«Кодекс о полете птиц» — единственный среди них тематически единый, а «Атлантический кодекс» — самый объемный, он состоит из 1119 страниц, которые датируются с 1478 до 1519 годами, содержат чертежи и записи на различные темы: аэродинамика, оружие, музыкальные инструменты, математика, ботаника — наглядно демонстрируя широкий диапазон интересов Леонардо. Считается, что «Лестерский кодекс», который содержит «Трактат о воде, земле и небесных телах», был сшит самим Да Винчи. Сейчас этот кодекс принадлежит Биллу Гейтсу и с 2003 года демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла. Анатомические рисунки с подробными описаниями вошли в «Виндзорский кодекс», в котором среди 606 отдельных листов различного формата — 153 листа с анатомическими рисунками. Последним был открыт «Мадридский кодекс». Он был обнаружен относительно недавно, в 1966 году, что говорит о потенциально возможных других находках.

Отличительная черта записей Леонардо — зеркальное письмо, прочесть которое можно, только держа в руке зеркало: Леонардо писал справа налево в зеркальном отражении. Можно только гадать, почему он предпочитал делать именно так: возможно, дело в том, что он был левшой и так ему было попросту удобнее, а возможно, хотел таким образом защитить свои мысли от копирования — идея авторских прав была ему не чужда.

Сейчас записи Леонардо постепенно оцифровываются и недалек тот день, когда будет создана единая база его наследия, что создаст новые возможности для их исследования.

Леонардо да Винчи — многогранная личность, чей вклад в искусство, науку и технологии оставили неизгладимый след, продолжают восхищать и вдохновлять нас, напоминая о бесконечных возможностях человеческого разума и творчества.

Что еще почитать о Леонардо:

И самого Леонардо:

Текст: автор телеграм-канала YoyogikiTM Наталья Осипова

В группу Новости Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

105 понравилось 47 добавить в избранное

Комментарии 1

Очень подробная статья, спасибо.
Хотела бы добавить еще одну книгу в список литературы о герое,  Мережковский Д. - Леонардо да Винчи. Воскресшие боги

Читайте также