30 марта 2015 г., 21:18

831

Юкио Мисима "Исповедь маски" (обсуждение, возможны спойлеры)

13 понравилось 156 комментариев 3 добавить в избранное

Недавно мы небольшой компанией лайвлибовцев читали книгу Исповедь маски и хотим обсудить ее на форуме, а также пригласить к обсуждению всех желающих.

Начнем со стандартного: понравилось - не понравилось. Что и почему? Это ваше первое знакомство с автором? Если да, собираетесь ли продолжать его читать, если нет - что уже прочитано, впечатления.

В группу Все о книгах Все обсуждения группы
13 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии 156

Сразу же о своих впечатлениях. Мне роман понравился. Но, пожалуй, это будет не совсем верное слово для передачи собственных ощущений. Я была одновременно шокирована и восхищена предельной откровенностью героя. Особенно учитывая то, что а) это автобиографическая книга; б) она написана в 1949 году; в) писателю на момент публикации было 24 года (т.е. это не какие-нибудь там воспоминания о юности на склоне лет, это настоящая исповедь, что называется, "по горячим следам", вскрытие и выворачивание наизнанку своего внутреннего мира здесь и сейчас). Поразительная и незабываемая книга. Очень хочу продолжить знакомство с автором.

ablvictoriya, Мне тоже понравилось, не смотря на то, что мне все равно до сих пор сложно понять его тягу к разрушению и само-разрушению. Я читала Золотой храм, там эта жажда разрухи -лейтмотив.
Книга автобиографична и этим вызывает отклик. Будь это выдуманная история она впечатляла бы не так сильно.
Ещё люблю самокопания :) Ну и ощущение просто чудовищного одиночества тоже сыграло свою роль в том что мне понравилось.

А вообще Мисима очень самобытен. Наверное он очень не зря родился в Японии, но книги у него космополитичны, ничего такого "японского" что отличало бы их от литературы других стран, мне кажется в них нет. И вообще у него творчество - не книжки, вся жизнь - произведение искусства :)

Cedra, Мне как раз роман как художественное произведение, как текст, не очень понравился. Я никакого удовольствия не получила. Но я оценила его искренность, меня это очень подкупило. Хотя, когда мы обсуждали в клубе книгу, некоторые говорили, что это в большой степени эпатаж, что это в книге чувствуется и не всему поверили. Тем более, и в биографии его есть такие факты, что он очень занимался своим пиаром. Этот его бодибилдинг, фото для откровенного журнала - это было во многом работа на публику.
Я-то как раз поверила, я доверчивая:)

ari, Мне как художественное произведение тоже не очень глянулось, было ощущение как будто вязнешь в чем-то тягучем) Если б я знала, что автору 24, я бы отнеслась к написанному более скептически) И я бы, кстати, в жизни не догадалась, что ему столько)

Zaraza_Zaraza, Наверное, это издержки образования, но я давным-давно приучила себя хотя бы кратенько ознакомиться с биографией автора перед прочтением его книг. Часто это очень помогает в восприятиии творчества.

ari, При чтении автобиографической художки никогда не стоит забывать, что это все-таки художка. Определенно, какие-то моменты могли быть гиперболизированы, специально выпячены и приукрашены. Я тоже читала его биографию и про любовь Мисимы к эпатажу. Однако, я думаю, основные моменты книги: одиночество, "некаквсешность", внутренние комплексы, желание скрыть настоящего себя за более приемлимой для общества маской - вполне реалистичны и искренни. По крайней мере, я поверила ему во многом.

ablvictoriya, Так я-то как раз поверила:) Даже несмотря на то, что в голове держала некоторую художественность образа, всё равно мне казалось, что он очень сильно раскрылся и меня подкупило, что он обо всём этом говорит так откровенно.

ari, А мне не кажется, что это самопиар - скорее настоящая исповедь, попытка облегчить душу. Слишком уж искренно написано. Да, конечно, Мисима явно внёс в книгу что-то кроме своего личного опыта, но на то оно и художественное произведение. А насчёт бодибилдинга и фотографий я думаю, что всё гораздо проще - Мисима был слабым и болезненным ребёнком и фактически сделал себя сам, доказал себе и окружающим, что не обязательно мириться с природой, а можно и нужно идти наперекор и менять себя в лучшую сторону. Ну а красивое тело почему бы не показать? :) Да и фото не такие уж откровенные, я бы даже сказала, весьма художественные.

ari,

Я-то как раз поверила, я доверчивая:)

я-то тоже. Честно говоря, меня подкупил вот этот момент :

Когда моя давняя мечта осуществилась и я наконец увидел тело своего кумира, во мне родилось неожиданное чувство совершенно иного свойства.
То была зависть.
Оми спрыгнул с перекладины, имея вид человека, закончившего благородное, возвышенное дело. Услышав, как его ноги ударились о песок, я зажмурил глаза и тряхнул головой. Я сказал себе, что больше не люблю Оми.

Да, то была зависть. Причем такая страстная, что из-за нее я решил отказаться от любви.

вообще, считаю в таком тяжело признаться даже самому себе, как-то он не геройствовал здесь, как-то искренне и не театрально.

Cedra,

Книга автобиографична и этим вызывает отклик. Будь это выдуманная история она впечатляла бы не так сильно

Определенно.

Ещё люблю самокопания :) Ну и ощущение просто чудовищного одиночества тоже сыграло свою роль в том что мне понравилось.

Снова согласна, это все такие мои-мои темы.

вся жизнь - произведение искусства :)

Да, очень яркая история жизни.

Cedra,

Ещё люблю самокопания

я тоже так это люблю.
Мне это не только интересно в плане понять героя, но и уйти немного от этой жуткой черты характера в себе. Я этим выключаю себя хотя бы на время. И заметила, что в последнее время это стало во мне меньше.

Меня книга оставила скорее равнодушной. Очень меня интриговала какая-то незаконченность, не понятная цель написания книги, мне хотелось узнать, к чему в итоге пришел Кими, на склоне своих лет, так сказать) Но теперь многое объясняет то, что ему было всего лишь 24 года. Да, такое самопрепарирование, причем достаточно объективное, редко можно встретить. Книга в этом плане напомнила мне "Коллекционера" Фаулза, хотя последняя произвела гораздо более сильное впечатление. Наверное, это закономерно) Еще меня умилили некоторые подробности японской действительности, типа бунтарства в виде цветных носочков)

Zaraza_Zaraza,

не понятная цель написания книги


Как это не понятная? Может быть, если бы он это не выплеснул в книге, то затихарился бы сначала, а потом пошёл кого-нибудь резать:) Я, конечно, утрирую, но ты не думала о том, что может и маньяков меньше было бы, имей некоторые из них такую возможность и талант самовыразиться?

ari, Хм. Безусловно меньше. НО не каждый личный дневник должен становится книгой, которая заслуживает прочтения широким кругом читателей) Есть же какие-то каноны, которые, как правило, соблюдаются: конфликт персонажа, развитие, мораль. Очень часто читатель задается вопросом, а что хотел сказать автор своей книгой? чему хотел научить? или от чего хотел предостеречь?) Вот в данном случае, кроме душевного эгсгибиционизма автора я для себя ничего не нашла) Я это имела ввиду) Это совсем не означает, что кто-то другой что-то там для себя не найдет.
Еще я осмелюсь предположить, что чем более человек закрыт, интровертен, тем сильнее на него должно производить впечатление подобное "самопрепарирование")

Zaraza_Zaraza, Конечно, не каждый. Но у него всё-таки есть литературный талант. О чём я и говорю. Такой талант есть не у всех, а ему повезло.

Zaraza_Zaraza,

конфликт персонажа, развитие, мораль

Ой, ещё скажи про завязку и развязку:) Литература же всё-таки развивается. Конфликт здесь присутствует, развитие тоже. А мораль... А мораль каждый выводит из произведения сам, не обязательно автор должен всё разжёвывать.

ari, Это понятно. Я просто хотела подчеркнуть, что не нашла для себя, для чего нужна была бы быть прочитана эта книга) Автору это наверняка было нужно) Вообще для закомплексованного человека лучший способ избавиться от комплекса - это сделать его эдаким редким и чудесным изъяном, которым можно гордиться, дескать, вот я какой необычный)

Zaraza_Zaraza, Перечисленные "каноны" - это скорее к литературе 19 века. Искусство 20 века свободно от каких-либо рамок, от какого-либо морализаторства - в том числе. Название книги говорит само за себя - это исповедь. Исповедь не обязана чему-то учить или предостерегать. это лишь возможность заглянуть во внутренний мир человека. Не всем хочется, конечно, не у всех есть эта потребность, но это другое дело.

Еще я осмелюсь предположить, что чем более человек закрыт, интровертен, тем сильнее на него должно производить впечатление подобное "самопрепарирование"

Тут главное, мне кажется, закрыт ли человек от самого себя. Есть люди, которые сами себя в каких-то вещах ни за что не признаются, и в личном дневнике такое не напишут, для них такие книг - шок. А тот, кто перед собой откровенен, кто, возможно, сам себя в каких-то моментах боится, может найти родственную душу в герое или облегченно вздохнуть, мол, не у одного меня такие душевные терзания. Эта книга может даже помочь.

Zaraza_Zaraza,

Еще я осмелюсь предположить, что чем более человек закрыт, интровертен, тем сильнее на него должно производить впечатление подобное "самопрепарирование")


только доползла до этого коммента:o)

Вот с этой фразой согласна, именно поэтому экстраверта, как я, Мисима не пронял. При этом экстраверт тоже самокопается и прочее ,только он это делает через призму других людей. Двойная лапта получается: А что дядя Вася думает/подумал/будет думать обо мне, при этом нароет тритыщи вариантов дум дяди Васи, который и помнить тебя не помнит. У Мисимы я этого не видела, скорее он чутко переживал свою неспособность "быть настоящим", какую-то свою самость искал.

ari,

Может быть, если бы он это не выплеснул в книге, то затихарился бы сначала, а потом пошёл кого-нибудь резать:)

Вот да! Он, кстати, сам так и писал (цитатку приведу)): "Мне отчаянно хочется кого-нибудь убить, я жажду увидеть алую кровь. Иной пишет о любви, потому что не имеет успеха у женщин, я же пишу романы, чтобы не заработать смертного приговора" (это я у того же Чхартишвили вычитала)) Хотя может, это тоже эпатаж, кто знает)

Zaraza_Zaraza, Я тоже думаю, что цель невозможность держать в себе.
А может быть и желание не только просто выплеснуть , но и разрешить себе быть таким как есть. Не прятаться, не пытаться приспособиться к жизни под маской.

Zaraza_Zaraza, Вот уж с чем бы я никогда не сравнила "Исповедь маски", так это с "Коллекционером". На мой взгляд, это вообще не лучшее произведение Фаулза, вернее сказать, не самое глубокое, что ли, не знаю, как выразиться... А вот "Исповедь" глубока как ничто другое. "Коллекционер" гораздо проще, где-то на поверхности, да и тема там совсем другая, на мой взгляд... Ну, я, правда, ещё хочу сказать, что каждый человек видит в книге что-то своё... Так сказать вытаскивает из неё то, что ему близко на данный момент. Поэтому и разница во взглядах и ощущениях от прочитанного)

Я бы хотела ещё что-нибудь у него прочитать, но пока не определилась, что.
Золотой храм - очень известное его произведение. Но он сам считал главным делом своей жизни тетралогию. Вот, думаю. Может, кто что скажет?

ari, Я буду читать следующей "Золотой храм", потому что она как раз скоро в Избе будет обсуждаться. А там посмотрим. Тем более, тетралогия по хронологии у него является последним произведением, а мне бы хотелось более-менее по порядку читать.

ablvictoriya, Я видела, что его обсуждать будут в Избе, но, наверное, не успею прочитать. Я много чего на апрель набрала.

ari, "Золотой храм" мне очень понравился. Мне кажется, между героями этого романа и "Исповеди маски" есть явная параллель, хотя "Храм" другой, менее интимный.
И ещё мне очень понравилась "Жажда любви" - очень необычное произведение с ошарашивающей концовкой. А тетралогию пока сама не читала.

Morra, Где-то уже встречала я "Жажду любви" в рекомендациях . Надо будет запомнить, спасибо.
Кстати, ЛЛ мне рекомендует Шум прибоя:)

ari,

Кстати, ЛЛ мне рекомендует Шум прибоя:)

ЛЛ же хуже.

ari, Потому что отличная медитативная вещь, жаль такую пропустить.

osservato, Так я же, наоборот, добилась этого приличного списка, теперь уже ничего не удаляю. Только после прочтения буду удалять из списка.

ari, Черт, я прочитала как "не рекомендует". Уже слепнуть начала.

osservato, Ну вот, а мы уже весь мозг сломали, чем ЛЛ не угодил)

osservato, Вот теперь сразу понятно стало:)

ari, На самом деле нетипичный роман, кавабатообразный:)

osservato, Кавабату я боюсь вообще-то, заранее:)
А он похож на Абэ? Мне понравилась Женщина в песках.

ari, О, рекомендации ЛЛ - это отдельная песня. :) Я раз десять список зачищала, прежде чем он стал интересно выглядеть.

Morra, Я примерно столько же. Но зато сейчас список достойный:)

ari, У меня, кстати, книги Мисимы появились в вишлисте именно благодаря рекомендациям ЛЛ. Так что спасибо им.

Буду банальной, мне тоже книга понравилась) И то, что это автобиография, и то, что автор так откровенно рассказывает о своих "садо-мазохистских" фантазиях (сами фантазии меня вообще-то шокировали, но то, что автор не боится о них открыто заявить - это восхищает, да). Вообще, мне удивительно, как эту книгу напечатали в то время (1949 год?) Мне Япония представлялась страной более строгих нравов, думала, что и цензура там была, а вот же, напечатали)) Хотя вообще-то тут нет каких-то натуралистичных сцен, если не считать шокирующих мыслей и фантазий главгероя. Также понравились сложные отношения героя с девушкой - то, что он сам не мог до конца определиться в своем отношении к ней (то он только прикидывается влюбленным, а потом на самом деле жалеет о расставании с ней, значит, и по отношению к ней у него были все-таки какие-то чувства, вот интересно, как это все в нем уживалось)) И конец книги понравился своей недосказанностью - ну, то что на самом деле не всю жизнь он был "маской", а ему всего-то 24 года, и мало ли что в жизни произойти может). Хотя я-то, признаться, думала сначала, что он до конца жизни будет носить эту маску. Пока не прочитала, что это автобиография. Получается, Мисима "маску" сбросил еще в молодости публикацией этой книги. Смело, что и говорить. В общем, буду продолжать знакомство с автором, "Золотой храм" на очереди (вступительную статью Чхартишвили уже одолела).

sweta3000,

Получается, Мисима "маску" сбросил еще в молодости публикацией этой книги

Выходит, да. Применил подход "клин клином вышибают". Может, ему полегчало после этого, кто знает. Но вообще очень зрелая проза для 24-летнего автора, к тому же это практически дебют.

"Золотой храм" на очереди

Отлично!

sweta3000,

значит, и по отношению к ней у него были все-таки какие-то чувства, вот интересно, как это все в нем уживалось


наверное сопереживал, как сопереживают близким людям, если их обидишь, он понимал, что по его вине она страдает, в какой-то степени - это муки от того, что не можешь дать того, что от тебя хотят.

Olke, Ну не знаю, мне кажется, тут не просто "сопереживание"... Он ведь хотел с ней и дальше встречаться, с уже замужней женщиной. Зачем? Это наоборот, могло принести ей только вред. Что ж это за "сопереживание" такое? Если она страдает по его вине, то по идее, попросил прощения и оставил в покое. А так получается, только растравлять старые раны этими встречами.

sweta3000, А я согласна с Ольгой. Я думаю, он испытывал к ней противоречивые чувства. С одной стороны, он ее использовал (или пытался использовать) для создания имиджа нормального (и возможно не только для окружающих, но и для себя самого), и в то же время испытывал за это вину.

Zaraza_Zaraza, То есть, когда она была замужней дамой, он тоже использовал ее для создания имиджа? Или ему на самом деле было одиноко, поэтому он с ней и встречался?

Я прочитала роман (сейчас посмотрела) оказывается два года назад, а сначала думала, что прошлой весной читала. И он очень впечатлил. Впечатлил своей оголённостью и той борьбой, которая велась внутри у юноши. Как он открывал постепенно себя, как пытался обмануть свою природу. Мисима так глубоко и так красиво описал ощущения, то как возникало желание. как он не хотел и хотел это.

Olke,

Впечатлил своей оголённостью и той борьбой, которая велась внутри у юноши

Да, это не может оставить равнодушным. Читала/хочешь прочитать у него что-нибудь еще?

ablvictoriya, Обязательно хочу ещё с тех самых пор.
Вот сейчас тоже буду "Золотой храм" читать.

Olke, о! забыла сказать, что местами у него очень чувственно получалось передать ощущения

Zaraza_Zaraza, Да. Интересно это именно потому что пережитое или писательское мастерство?

Olke, Ну, судя по всему мальчик был весьма эмоционален) Так что видимо и то, и другое) Я думаю, такой тип характера вполне способен ярко "пережить" и описать даже воображаемые события) У меня есть одна подруга, очень эмоциональная и поэтичная натура, она иногда придумывает про себя некие эпизоды биографии, а через некоторое время уже искренне верит, что так оно и было на самом деле)

Zaraza_Zaraza, Я тоже думаю, что и то, и другое. И чтобы окончательно убедиться, что он не только своё может ярко описать, но и вымысел надо ещё читать)
Подруга какая интересная). А ведь, некоторые так и мемуары свои пишут, а мы верим)))

Были во время чтения моменты, которые вас больше всего зацепили? Или вы какие-то интересные мысли-цитаты для себя отметили? Делитесь!

ablvictoriya, Я не особо даже сейчас могу припомнить книги, чтобы были такими же чувственными как эта. Нет, ну я читала конечно и про секс и с эротическими сценами, но там как-то всё иначе. Там просто описание, да, тоже есть переживания, но этот роман зашкалил просто.


А эта цитата, я даже фразу из неё в рецензию брала.

Я видел, как прелестны ее по-детски припухлые губы, но по-прежнему не испытывал ни малейшего возбуждения. Однако надежда еще жила во мне — а вдруг в момент поцелуя нормальность и неподдельная страсть проснутся во мне сами собой? Механизм придет в движение, и никакая сила не сможет его остановить.
Я приложил свои губы ко рту Соноко. Прошла секунда. Никаких ощущений. Две секунды. Ничего. Три секунды... Мне стало все ясно.


Цитата так придавила вот этим мне стало всё ясно - как приговор... Очень сопереживала герою, уже не надеясь, как ещё надеялся он. Знала (или правильнее сказать чувствовала), что он обречён на совсем другую любовь.

Olke, А меня в книге зацепила больше не нетрадиционная ориентация, а жажда крови у этого юноши. То, как он воображал всяческие казни и испытывал наслаждение от этого. Страшно.

ablvictoriya, Если пофантазировать, то можно предположить, что это тоже своего рода такая психологическая защита: поскольку общество такие отношения осуждает, то правильно не только мучительно желать вожделенный объект, но и хотеть его смерти)

ablvictoriya, Вик, сама удивилась сейчас, но поняла, что если бы в обсуждении не написали про его жажду крови, то я бы о ней и не вспомнила. Этот момент, как-то за это время выветрился.
А меня зацепила не нетрадиционная ориентация, а его переживания непохожести и страдания от этого. Навроде как герой мог быть с каким-то уродством и страдать от этого. то есть именно сами эмоции, и как они описаны (восторги писателю), а не сюжет.

ablvictoriya, А мне помимо жажды крови еще запомнилось то, как рано у него начала проявляться чувственность по отношению к мужскому полу. Он же совсем маленький был, помнишь, эта сцена с золотарём?

ablvictoriya, Мне больше всего запомнился момент с кожаными перчатками почему-то

– Эх ты, бедолага. Поди и не знаешь, что такое настоящие кожаные перчатки. Вот, гляди. – И он внезапно потер своей мокрой от снега перчаткой по моей щеке. Я отшатнулся. Щека вспыхнула нестерпимым чувственным пламенем, словно помеченная огненным тавром, Я почувствовал, как прозрачен и ясен взгляд моих глаз, устремленных на Оми.
Именно в тот миг я в него и влюбился.

Вроде ничего в нем особенного нет, но Мисима настолько подробно передает свои эмоции, что очень хорошо ощущалось вот это напряжение, взгляды издалека, восхищение недостижимым идеалом и вдруг - бац!- прикосновение) Можно представить, чем для него было это прикосновение)
И да..то, что я не могу понять как не стараюсь - это зависть подмышкам Оми, из-за которой герой отказался от любви. Какой-то это слишком экстравагантный мотив для меня. И хотя автор очень долго пояснял суть этого явления, для меня это так и не стало более понятным. Может мне кто-то может это пояснить?))

Zaraza_Zaraza, Да, его чувства к Оми очень интересно описаны, и эпизод с перчатками, равно как и с подмышками) Ну, я думаю, тут невозможно что-либо пояснить, это настолько личные переживания героя, что что-либо еще добавить не представляется возможным. Наверное, у многих есть какие-то интимные моменты, которые иным покажутся "экстравагантными".

Zaraza_Zaraza, Так интересно по фрагментам восстанавливать роман в памяти.

ablvictoriya, Ну, в принципе уже писала об этом - взаимоотношения с Соноко, как он пытался ее полюбить, да не вышло. А может, и полюбил? Только платонически?) Иначе, я не могу объяснить, почему он с ней хотел и дальше встречаться, после того, как она вышла замуж. Ну и "кровавые" фантазии героя ужаснули, но в большей степени не тем, что они у него были, а тем, что автор так свободно об этом рассказывал.

ablvictoriya, Предисловие Чхартишвили разожгло во мне желание прочитать пьесы Мисимы, а Золотой храм я, в любом случае, буду читать. Да и другие романы. Но до этого я хочу прочитать что-нибудь Танидзаки


«Что ты сейчас читаешь? – спросил я
– «О вкусах не спорят» Танидзаки И еще…
– А книгу А. ты читала?
Я назвал роман, о котором тогда много говорили.
– Это с голой женщиной?
– С какой женщиной? – не понял я.
– Ну, там еще голая женщина на обложке. Гадость какая!


потому что этот момент в книге мне понравился, как будто Мисима вдруг на мгновение забыл, что ему надо писать о себе. И потому , что так в жизни все так и происходит. Хороший такой авторский набросок: Соноко повзрослела, а для Мисимы так и продолжал быть кумиром по-прежнему юношеский дьявол.

Итак, моя машина самообмана набирала обороты… Ранней юности свойственно (и в этом ее беда) верить в то, что достаточно избрать своим кумиром Дьявола, и он исполнит все твои желания.

Там на верхах уже, наверное, все сказали, я напишу про свое здесь, а потом уж пойду по комментариям:o)
Давно пришла для себя к выводу, что для меня в автобиографических произведениях важна личность автора ( что совсем не важно в произведениях про вымышленных героев). Эдакая психологическая совместимость между мной и автором. В свое время меня тоже впечатлила картина «Святого Себастьяна», и сказки Андерсена были и есть одними из самых любимых, аналогично со сценами казни в «Камо грядеши». Мисима восхищался процессом страданий, был у него некий культ Смерти-красоты. Помните ту сцену с драконом и юношей, который погибал и воскресал. Мисима жаждал, чтобы юноша окончательно погиб, а я бы в том возрасте, наоборот, пыталась придумать мильон способов, чтобы – таки обхитрить дракона, чтобы молодая жизнь не прервалась. Колобка, поэтому не люблю – ну, в самом расцвете же погиб! В общем, на разных мы с Мисимой-человеком полюсах по большинству вопросов.
Насчет Мисимы-писателя, талант - на лицо. Что-то в его прозе есть поэтическое. Мне понравились в книге вот такие моменты:

– До свидания. – Самая младшая непременно хотела пожать мне руку. Когда же я протянул ладонь, девочка просто пощекотала ее и вприпрыжку умчалась прочь. Я видел, как она бежит по улице, размахивая красным ранцем, и как на его золотых пряжках ярко вспыхивают солнечные лучи, просеянные сквозь листву.

или описание моря. Не очень много таких фрагментов, но они заманивают прочитать еще.
А так-то, бабушки - очень опасны для мальчиков. При чтении меня преследовал Камю, который тоже жил какое-то время под тенью бабушки, и серьезно болел. Это не может не влиять на отношение к жизни и философию писателя, которые выплескиваются в творчестве. Главное о себе, сказал Мисима сам: ”Я попросту не хотел быть собой ”. Не уверена, что он и в Маске был самим собой, хотя и склоняюсь к тому, что там очень много откровенного и искреннего, за что им и восхищаются и т.д. и т.п Япония, прошлый век, все дела, но что-то вот щас ведро окружающей меня откровенности переполнено, и как-то Мисима уже выплескивается оттуда с этим произведением, не знаю, может, я в настоящий момент подсознанельно томлюсь по тайне Гюльчатай.

lida44, Соглашусь со всем, что здесь написано об авторе)

lida44,

бабушки - очень опасны для мальчиков

Бабушки в больших количествах вообще опасны, и для девочек тоже, бабушки должны быть дозированы!

что-то вот щас ведро окружающей меня откровенности переполнено, и как-то Мисима уже выплескивается оттуда с этим произведением, не знаю, может, я в настоящий момент подсознанельно томлюсь по тайне Гюльчатай

Понимаю.

ablvictoriya,

бабушки должны быть дозированы!

Этот коммент сделал мой день сегодня )))

ablvictoriya, просто для мальчиков нужен дед, мне, кажется. Я думаю в Японии, где традиции очень сильны ,роль деда, наверное, ставиться выше отца.

Поскольку я старый, то критерий у меня крайне жлобский: помню я книгу через 15-20 лет или не помню. "Исповедь маски" проходит по группе тех произведений, что скорее всего читал. При этом, то что читал несомненно, мне очень нравится Мисима в "Золотом храме" и его когда он появился читал его много.

tortila, У меня такой критерий тоже работает)

"Исповедь маски" - это шикарное произведение! Я помню, как у меня глаза на лоб лезли, когда я его читала. Обожаю подобную литературу, все эти выверты человеческой души, человеческого сознания. Но её надо читать в определённый период жизни, под определённое настроение. В ней много психологизма, это не пойдёт под хорошее солнечное настроение... Вообще книга завораживающая, такая откровенная, такая шокирующая. Вторая книга Мисимы, которую я читала. Первой была "Золотой храм". От неё я тоже в восторге. Но, к сожалению, ещё пара его книг мне не понравилась, но остались ещё, которые не читала и мечтаю почитать. Просто те другие я читала в отвратительном переводе. А "Исповедь маски" и "Золотой храм" переведены великолепно. Планирую перечитать их, а лучше и несколько раз)

Silent2909, Спасибо за отзыв! Знаете, а мне хорошее настроение не мешает читать такие книги. Ибо "психологичное" я читать очень люблю, а ждать каждый раз, когда на меня снизойдет грусть-тоска - этак я долго ждать могу. К тому же, у меня довольно легко получается переключаться, особенно если мир книги увлекает.

Весьма интересное обсуждение. Что ж у вас такая за компания небольшая? Клуб? Давайте, признавайтесь!

У меня "Исповедь маски" случилась 3-й книгой у Мисимы. Причины самые забавные и глупые. Перепутал я просто - какую книгу он написал в 24. Начал читать "Золотой храм" (вторым), прочитал. Потом разобрался, и настал черёд "Маски".

Произведение понравилось. Искренностью и... Пожалуй, и первого достаточно. Этого же немало. Более, чем немало. Я тут не имею в виду заметки про кровь и всякие штуки с мученическими умерщвлениями. Это - да. Но для меня наиболее затронувшими деталями остаются измышления про чувства близкого соотношения, любовь. Именно - про его отношения к Соноко. Для этого ведь не обязательно быть эмм... не таким, как все. Они действительно очень понятны. Не близки и тождественны, а именно понятны. Это всегда приятно в литературе, не так ли?

О чём в обсуждении не было сказано, но, весьма вероятно, сказано где-то в смежном форуме или ещё где-то. В общем, если знаете, не обессудьте.
Был я в Москве на одной встрече с Г.Ч., не связанной напрямую с Мисимой, но речь заходила и о нём. Г.Ч. сказал, что Мисима не является типично японским автором, скорее, западно-(почти не японским). Про аргументы сейчас не буду (в наших краях 4 утра). В общем, наиболее соответствует по духу Мисиме из сегодняшних авторов... это... догадаетесь сами!.. (давайте, пустую строку оставим, чтобы все, кто хотели догадаться, таки догадались)...... Ответ: Х., извините, М. "Соответствует по духу" - имеется в виду именно "японскость" (япончество?, а точнее "не-япончество") автора. В это сложно поверить, учитывая самурайские эмм... темы жизни Мисимы. Но... в данном случае рассматривается не жизнь, а творчество. И я, пожалуй, соглашусь в этом с Г.Ч., ибо знакомство с японскими авторами Мисимой (и Мураками) не ограничивается. Странно, что в обсуждении это не упоминалось. Тем более, что и Кавабата был задействован.

ascits, Не то чтобы клуб у нас, мы устраиваем коллективные чтения каждый месяц и приглашаем всех желающих. Началось с того, что я искала сочитателей, потому что мне интересно не только читать, но и обсуждать книги, а сейчас это немного расширилось, можно либо записываться на чтение уже запланированных книг, либо искать сочитателей для себя.

Спасибо за мнение. Я за эти дни уже и "Храм" прочла. "Маска" и меня подкупила искренностью, обнажением чувств героя.

У нас немного затрагивалось то, о чем Вы пишете, вот во втором буквально комментарии Cedra писала:

книги у него космополитичны, ничего такого "японского" что отличало бы их от литературы других стран, мне кажется в них нет


Я сама с японцами только начала знакомство, и так вышло, что познакомилась как раз с самыми "не-японцами", Мисимой и Мураками. Может, именно в неяпонистости у них и есть общее, но творчество, по-моему, "по настроению" у них очень разное.

А вот сейчас я как раз читаю Кавабату. Вот это, пожалуй, намного-намного ближе к тому, чего я ожидала именно от японской литературы. После Мисимы это вообще ощутимая разница, они вообще будто на разных полюсах с ним.