24 февраля 2014 г., 18:00

327

Классическая линия №11. Джон Стейнбек "Зима тревоги нашей"

5 понравилось 16 комментариев 0 добавить в избранное

В этой теме все желающие могут присоединиться к обсуждению произведения Зима тревоги нашей .
Первое ли это знакомство с автором?
Какое впечатление на вас произвела книга?
Что еще посоветуете в этом ключе? Будете ли читать дальше?
Не стесняемся высказывать свои ИМХО :)

В группу Литературный клуб... Все обсуждения группы
5 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 16

До этого я читала у Стейнбека только "О мышах и людях" Джон Стейнбек , и тоже была в восторге, но "Зима тревоги нашей" полюбилась даже больше! Я написала на неё восхищенную рецензию, больше слов нет! Могу только добавить полушутливо, что Итен - идеал мужчины, правда-правда!
Видимо, с этим автором у меня стопроцентное попадание, буду читать его дальше, надеюсь, не разочарует.
И спасибо избе-читальне, по моим скромным наблюдениям, именно в классической линии всегда попадается что-то просто замечательное (или уже прочитанное, это как повезёт).

Halepushka, Вы пишете:

я понимаю и не осуждаю Итена

Но как вы объясняете столь быстрое "преображение" Итена? Его фактическое "соучастие" в смерти Дэнни? То, как он поступил с Морулло? Или цель оправдывает средства?

Unikko, Меня вот до сих пор гложет вопрос, может, там не только фактическое соучастие было? Так сказать "доведение до самоубийства" или даже еще что похлеще. "Хороший" человек, которому раз плюнуть - и пойти на ограбление, ну, всякое может спланировать. Не знаю, у меня жутко неоднозначное впечатление от Итена, которое еще усугубилось тем, как он относится к сыну.

VikaKodak, Именно, похлеще - и Дэнни это увидел и даже произнес вслух: "Ты делаешь ставку на то, что мой луг пойдет в обеспечение займа. И вторая твоя ставка, что такое количество виски — на тысячу-то долларов — убьет меня, а тебе свалится в руки аэропорт".
Поэтому у меня отношение к герою вполне однозначное :(

VikaKodak, Насчет отношения к сыну: думаю, оно объясняется тем, что находить черты, которые нас сильнее всего раздражают, в любимых людях - самое горькое, и сложно справиться с гневными эмоциями в таком случае, еще и есть надежда, что можно что-то исправить, повлиять, воспитать.
Тем более, мало кому удавалось избежать конфликта "отцов и детей", когда детям - 13...

sinwat, Просто он намного мягче относится к дочери, хотя тоже видит все ее недостатки. А к сыну.... Меня очень смутили вот эти постоянные одергивания:

– Как твое сочинение?
– Чего?
– Ты, вероятно, хотел сказать: «Я не расслышал, папа»?
– Я не расслышал, папа.
– Я спрашиваю, как твое сочинение?
– А, сочинение! Отлично!
– Значит, пишешь?
– Факт.
– Как ты сказал?
– Пишу, папа.

Мелочь, но очень показательная.

VikaKodak, Меня абсолютно во всех американских фильмах и книгах смущает такая манера общения с детьми, особенно "да, сэр" и "нет, мэм", которые персонажи часто добавляют при обращении к родятелям. Думаю, это особенность времени и культуры, а не именно Итена.

Не то чтобы я оправдываю его резкость в отношении к сыну, просто в моем случае это, скорее, причина для жалости к Итену, а не для отвращения или осуждения.

VikaKodak, А мне показалось, что с дочкой все гораздо сложнее, чем с сыном, даже страшновато было местами - он часто повторял, что на самом деле её любит, но смотрел на нее немного как на инопланетянку, совершенно инородное, коварное, грозное существо... Неужто все мы, девочки, такие в глазах отцов?..

Unikko, Знаете, а на мой взгляд, гораздо хуже с Марулло получилось, чем с Дэнни, тут уж действительно нет оправданий, но понять можно: все те годы, когда Марулло презрительно (как казалось Итену) называл его "мальчишкой" и тыкал носом в мусорную корзину с объедками - много обрезаешь! и твердил, что "деньга деньгу делает" - после всего этого неудивительно, что Итен смог убедить себя, что Марулло - жадная наглая скотина, на которую настучать не очень совестно. Оно-то, конечно, было не так, и подлость получилась самая настоящая.
А насчет Дэнни - я Итена не виню, потому что был ведь призрачный шанс, что Дэнни возьмет себя в руки и пойдет в лечебницу! Спасение утопающего - дело рук самого утопающего, уж в такой ситуации-то... Что ещё мог сделать для него Итен? Запереть в лечебнице силой и не давать денег в руки? Так на это сам Дэнни сказал, что сбежит. Ниже вы привели цитату, слова Дэнни о том, на что рассчитывал Итэн. На мой взгляд, не мог он планировать это все именно так, хотя бы потому, что у него не было вообще никаких гарантий, что ему что-либо достанется от Дэнни. Деньги он оставил в хижине в конверте без всяких свидетелей, не докажешь потом, что давал. Дэнни был волен распорядиться этими деньгами, как пожелает - лечиться или пропить. Напившись, Дэнни мог вовсе не задуматься о составлении завещания... Так что именно в таком виде план выглядит крайне ненадежным. Я в середине книги представляла себе другой вариант развития событий - Дэнни здоровым вернется из лечебницы, Итен ограбит банк, и они вдвоем будут на лугу Дэнни на деньги Итена строить аэропорт. И мне очень хочется верить, что Итен надеялся на то же самое.
Вот как-то так.

Halepushka,

был ведь призрачный шанс, что Дэнни возьмет себя в руки и пойдет в лечебницу

Вряд ли. Потому что для Дэнни вылечиться и продать луг как раз означало отказаться от настоящего себя, и Итен это понимал. Именно в этом диалоге, как мне кажется, и раскрывается сущностное отличие Итена и Дэнни - ведь Дэнни, действительно, мог и не составлять расписку. Позже, в разговоре с мистером Бейкером Итен подтвердит: он "знал, что делал".

Поступки Итена нельзя оправдать ни социальными условиями, ни тем, что "все так делают", ни благими намерениями улучшить жизнь семьи. Если вспомнить слова другого американского классика "зло присуще человеку, зло, грех и трусость так же, как раскаяние и смелость", то в личной войне Добра и Зла у Итена победило Зло, не хватило (или вовсе не нашлось) тех внутренних сил, "которые могут чем-то помешать, что-то осудить".

Unikko, Пожалуй, объективно вы правы, но я так сжилась с этим героем, так эмоционально восприняла эту книгу, что понять и принять могу даже то, что простить нельзя. Я смотрела на мир романа глазами Итена, а не судила Итена с точки зрения морали. Это не оправдание, конечно, но все-таки велик и могуч Стейнбек, раз так сильно тронул!

Это было мое первое знакомство со Стейнбеком, спасибо "Классической линии". Очень понравилась книга, и очень удачно, что она попала мне в руки именно в преддверии весны (кто читал, тот поймет)).
Итен, как мне кажется, очень спорный персонаж. Читаешь-читаешь, какой он весь из себя хороший, как мило с женой обращается, а потом бац - и одна из глав начинается со слов "В детстве я с наслаждением преследовал и убивал мелкую живность, когда только мог". Меня словно холодной водой окатило. Ну и там всякие мелочи по ходу текста, вроде того, как ему горло хотелось перегрызть умирающему брату жены. Бррр. Держите меня подальше от таких... Итенов.
И с Морулло он поступил просто подло.

Знакомство со Стейнбеком первое - но уже уверена, что не последнее.
Книга понравилась, зацепила, и размышления о ней "варятся" в какой-то полузаброшенной части мозга уже несколько дней - периодически выползая в область осознонного и выдавая новые вопросы или решения...
В итоге, для меня эта книга стала грустной песней о том, как человек вдруг просыпается с пониманием того, что его загнали в угол, даже хуже: что произошло это не без его участия.
О том, что страшные мысли - воровство, предательство, самоубийство - рождаются в головах не только у мерзавцев и закоренелых преступниках, но и у людей, которые просто ходят на работу, которые искренне и нежно любят своих жен... И что даже реализация некоторых таких мыслей... В общем, это поступок, возможно, ошибочный поступок, но он не сломает все на корню прямо так, основательно, "со спецэффектами", - он будет обдумываться, как и любой другой...

Наверное, это очень страшная книга, и страшна она именно тем, что просто, без претензий на великую истину показывает: человек ко всему привыкает, даже к войне; человек на все способен, даже на ошибки, даже на преступления - или просто страшные поступки... Что при всем при этом он остается человеком, со своими добрыми детскими воспоминаниями, и, пожалуй, никто из нас не может быть застрахован от того, что однажды проснется с таким же ощущением тихо захлопнувшегося капкана... а, проснувшись, все так же пойдет на работу.

P.S.: Есть у книги одна приятная черта: иногда она - катастрофически прекрасна. :)
Например:

Все мы, или большинство из нас, вскормлены наукой девятнадцатого столетия, которая объявляла несуществующим все, чего не могла объяснить или измерить. От этого необъяснимое не перестало существовать, но без нашей, так сказать, санкции. Мы упорно не желаем замечать то, чему не можем найти объяснение, и таким образом многое в мире остается уделом детей, безумцев, дурачков и мистиков, больше заинтересованных в явлении, чем в его причинах. У мира есть свой чердак, куда убрано множество старинных и прелестных вещей, которые мы не хотим иметь перед глазами, но не решаемся выбросить.

Одна из моих любимых книг, тех, что оказали впечатление на всю жизнь. Вот здесь рецензия, там, в общем-то, все сказано

А мне показалось, что Итен не совершил бы то, что совершил, если бы не воевал в прошлом. Ведь он говорил себе не раз, что на войне жил по другим правилам, убийцей не стал и теперь тоже немного по другим правилам поживёт. Ещё здорово показана семья из четырёх человек, в которой каждый одинок по-своему.