Газета «Собеседник»

Вампир с клыками

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Пищеблок Оценка: * Роман Иванова, частично напечатанный в «Дружбе народов», будут ругать и уже ругают, и действительно – после фундаментального «Тобола», после концептуального «Ненастья» эта небольшая книга похожа на летние каникулы, которые Иванов иногда себе устраивает. Это вроде «Псоглавцев», детского триллера на схожем материале. По фактуре и интонации это похоже одновременно на Крапивина и на «Синий фонарь» Пелевина: 1980 год, Олимпиада, страшилки в пионерлагере, вампиры в облике советских тинейджеров… И написана эта вещь без обычной ивановской изобретательности, почти нейтральным языком, и все в…

Развернуть

Сын Радзинского и его 1970-е

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Случайные жизни Оценка: * Сын Эдварда Радзинского – инвестиционный банкир, проживающий в Лондоне, автор двух книг рассказов и двух весьма популярных фантастических романов – в молодости сидел за инакомыслие. Теперь он написал автобиографическую книгу про веселую жизнь писательских деток, студентов-филологов, в семидесятые, про бурный секс и романтическую страсть, про хранение и распространение клеветнических антисоветских измышлений, про «Лефортово», интеллектуальные диалоги со следователями (представьте, были и такие следователи), про работу на лесоповале под началом бригадира-бандеровца, про…

Развернуть

Состарившийся, но милый Пелевин

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Тайные виды на гору Фудзи Оценка: * Любой роман Пелевина заслуживает внимания, а этот еще и хороший, в отличие, как мне кажется, от трех предыдущих. Правда, вчитавшись, я несколько умерил свою радость, поскольку это не прорыв, а возвращение: богачи, пытающиеся проникнуть в мир чистой духовности, ничем не отличаются от пелевинских же «пупков», пришедших на смену «совкам». Так же они бухают и нюхают, их внутренний мир с приходом силовиков к власти ничуть не усложнился, а пристрастие к поискам духовности после сауны остается вполне комсомольским. Но мы ведь и вернулись в девяностые с их криминальными…

Развернуть

Невыносимая история любви и молодости

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Автопортрет неизвестного Оценка: * Второй большой – «настоящий» – роман главного сегодняшнего новеллиста Дениса Драгунского. Он плодовит, как Трифонов (вообще во многом на него равняется): тот, нащупав свою манеру, выдавал в год по шедевру. Драгунский написал роман с действительно небывалым героем, но сказать, кто этот герой, – значило бы выдать главный секрет. В принципе он отгадывается уже странице на сотой, а кто поумней меня – додумается и раньше, – но не в нем дело. Хроника жизни советского художника-конформиста, напряженная, как всегда у героев Драгунского, личная жизнь с блестяще написанной…

Развернуть

Советую запомнить это имя

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Центр тяжести Оценка: * Поляринова знают в основном как переводчика гигантского романа Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка», выход которого по-русски намечен на конец года. Между тем собственный его роман едва ли не увлекательней. Он притворяется сначала воспоминаниями детства, проходящего под Ростовом в начале нынешнего века; потом превращается в любовную историю, потом в антиутопию. Поразительно сходство этого романа с книгой Шарова – он тоже писался с 2012-го по 2017-й, в нем тоже действует таинственный недописанный роман, продолжающийся в реальности, и тема тоталитарного воздействия на умы в…

Развернуть

Невероятный, непредсказуемый мир

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Царство Агамемнона Оценка: * Последний роман Владимира Шарова – он еще успел подержать книгу в руках – и самый увлекательный из его интеллектуальных триллеров. Тут все любимые жанры и темы Шарова – альтернативная история, шпионские игры, репрессии, незаконные и потаенные граждане тоталитарной страны; на этот раз перед нами миф об Электре, мстительнице за своего убитого отца Агамемнона, – но история перенесена в сороковые – пятидесятые годы ХХ столетия, в сталинскую Россию. Агамемнон – Николай Жестовский, историк, писатель и пророк; Электра – его дочь Галина, всю жизнь пытающаяся напечатать его…

Развернуть

Кот с человеческим сердцем

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Дни Савелия Оценка: * Служитель – не псевдоним, а фамилия молодого (35 лет) московского артиста. «Дни Савелия» – роман о жизни московского же кота. Сразу скажу, что мне эта книга не нравится, хотя вообще эту рубрику я стараюсь использовать именно для того, чтобы отмечать и рекомендовать удачи. (А иначе зачем? Демонстрировать свои умения и симпатии? Спасибо, это критику можно, а писателю стыдно.) Не нравится как раз тем, за что ее больше всего хвалят, а именно стилем и сентиментальностью: то и другое слишком легко (и легко имитируется), то и другое уводит от настоящей точности. Но вот герой здесь…

Развернуть

Наследница платоновской тоски

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Калечина-Малечина Оценка: * По-моему, пришел очень большой писатель. Его ожиданием живут сейчас все, кто читает современную прозу, вот-вот готовую сформулировать самое главное, но топчущуюся на пороге открытия, словно оно пугает литераторов, потому что после называния вещей своими именами придется наконец что-то делать. Многие – скажем, Сальников или Букша – подошли довольно близко. Некрасовой 33 года, она драматург, сценарист, получила премию «Лицей» (отлично справляющуюся с поиском новых значительных имен) за сборник рассказов «Несчастливая Москва», и эти рассказы тоже были хороши, но в них еще…

Развернуть

Будущее, в которое возьмут не всех

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Ноmo Deus. Краткая история будущего Оценка: * Эта книжка вышла в Израиле в 2015 году, продолжая бестселлер того же автора «Sapiens. Краткая история человечества», и переведена в десятках стран. Про будущее всем даже интересней, чем про sapiens, и в России эта популярная философско-биологическая работа успела за июль стать бестселлером. И формально она бы должна меня смущать материалистическим подходом к прошлому и будущему, но в том-то и дело, что он у Харари не совсем материалистический. Он у него скорей горьковский (и – отраженно – ницшеанский). Бога пока нет, но будет. Человек должен им стать,…

Развернуть

Вундеркинд, придуманный мамой и бабушкой

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Тайны жизни Ники Турбиной Оценка: * Эта книга в рукописи поразила меня так, что я даже написал к ней предисловие, но в нем всего не скажешь. Ника Турбина была последней общей любовью советских граждан, доказательством того, что у нас продолжают расти уникальные люди нового типа, маленькие гении. В результате двадцатилетних исследований и разговоров практически со всеми, кто имел хоть какое-то отношение к судьбе Турбиной, Ратнер выяснил, что ее стихи, по всей вероятности, на 90 процентов к ней отношения не имели. Мама и бабушка отдавали ей собственные тексты и творили миф о вундеркинде, фамилия…

Развернуть

Генезис Гришковца

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Театр отчаяния. Отчаянный театр Оценка: * Неловко обсуждать своих соседей по короткому списку «Большой книги», но будем считать, что я не конкурент, а просто книжный обозреватель; а книжный обозреватель мимо тысячестраничной книги Гришковца пройти не может. Объем вас пусть не отпугивает, эта вещь читается так же легко, как слушались когда-то его устные монологи, напоминающие рассказ попутчика в поезде. Стоял за ними, бесспорно, огромный труд – и актерский, и авторский, – но иллюзия непосредственности возникала с первого слова. Роман Гришковца – если это вообще называть романом – восемь таких авторских…

Развернуть

Роман о 80-х: дух времени передан почти безупречно

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Бюро проверки Оценка: * Роман критика, литературоведа, телеведущего, а в ранней юности – поэта о 1980 годе, когда ему было 18, а его герою – 25. Герой – аспирант, богоискатель, он сознательно воздерживается от сексуальных контактов до брака (только целуется, хотя девушка очень не прочь), переписывается со своим духовным отцом и перенимает знания и опыт у научного руководителя, типичного позднесоветского интеллигента с червоточиной. Произведение по-своему замечательное, хотя главный интерес совсем не в интриге (которая заявлена, но самого автора, видимо, интересует в последнюю очередь). Интересен дух…

Развернуть

Смерть из черного блокнота

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Death Note. Black Edition. Книга 1 Оценка: * Никогда бы не поверил, что буду рецензировать графический роман: жанр не то чтобы несерьезный, но не мой. Хотя «Маус», допустим, великая книга, да и «Хранители» – в своем роде шедевр; но комикс, а тем более манга, обладает слишком многими специфическими чертами, отделяющими его от литературы. В первую очередь он повествует только о том, что можно изобразить, а внутренняя жизнь героя изображается главным образом при помощи многоточий и восклицательных знаков. Но знатоки и любители возразят, что это литература будущего, синтез всех искусств, кино в книге,…

Развернуть

Мегамодернисты и само совершенство

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Совершенство Оценка: * Этого автора надо запомнить. Хотя бы потому, что она никакая не Клэр Норт, а Кэтрин Уэбб; ей 30 лет, у нее 18 книг, 3 псевдонима, 3 образования, она пишет подростковые романы, вполне серьезную фантастику и детское фэнтези, ее самая известная пока книга – «Пятнадцать жизней Гарри Огаста», она не верит ни в бессмертие, ни в любовь, вообще по темпераменту и взглядам (и плодовитости) она больше всего похожа на Юлию Латынину, но ее книги гораздо безэмоциональнее. Вообще если бы мой друг Николай Караев не встретился с ней и не взял у нее интервью, я был бы уверен, что она машина. Но…

Развернуть

Человек будущего, застрявший в настоящем

Критик: Дмитрий Быков Рецензия на книгу Рецепты сотворения мира Оценка: * Во всякое время в литературе должен быть добрый, веселый писатель, пишущий про нормальных таких людей, про светлых таких и чистых, про милых таких чудаков, и чтобы читателю приятно, и чтобы всех хотелось любить, и свет, главное, понимаете, чтобы свет в конце тоннеля. Нет более малопочтенного, более, я бы сказал, противного занятия, чем заполнять такую нишу и следовать таким ожиданиям. Прежде всего потому, что это очень легко. На эту нишу автора, любящего простых и хороших, в разное время претендовали – иногда не по своей воле – самые разные авторы. Слава Богу, Андрей…

Развернуть