20 сентября 2018 г., 11:00

335

Невероятный, непредсказуемый мир

7 понравилось 0 пока нет комментариев 1 добавить в избранное

Критик: Дмитрий Быков
Рецензия на книгу Царство Агамемнона
Оценка: r45-green.png
*

Последний роман Владимира Шарова – он еще успел подержать книгу в руках – и самый увлекательный из его интеллектуальных триллеров. Тут все любимые жанры и темы Шарова – альтернативная история, шпионские игры, репрессии, незаконные и потаенные граждане тоталитарной страны; на этот раз перед нами миф об Электре, мстительнице за своего убитого отца Агамемнона, – но история перенесена в сороковые – пятидесятые годы ХХ столетия, в сталинскую Россию. Агамемнон – Николай Жестовский, историк, писатель и пророк; Электра – его дочь Галина, всю жизнь пытающаяся напечатать его рукописи. Тут намешано всего: кровосмешение и замужество с собственным отчимом; чудесное обретение невесты, которая за время разлуки успела стать монашенкой; гипнотическое воздействие на читателя с помощью открыток с цитатами и фотографиями мостов; таинственно спасшийся великий князь Михаил Романов; партийный деятель Мясников, умудрившийся сбежать из России в двадцатые и вообще покидать любое узилище; опять, как часто у Шарова, проекция библейской истории на советскую; тайная религиозная община, молящаяся не сатане, а за сатану…

Пересказать эту книгу я бы не взялся. Читать ее надо очень внимательно, не пропуская ничего, следя за тем, как сначала история пересказывается Электрой-Галиной, а потом восстанавливается по архивам. Написано необыкновенно плотно, словно автор торопился – и как мы знаем теперь, причины спешить у него были. Сказать, с чем остается читатель, – затруднительно, авторская мысль не сводится к плоской формуле насчет чрезмерной поспешности советской власти: она, мол, хотела построить земной рай за два поколения, а нужны сорок… Книга не про это. Но, как все романы Шарова, она про то, что история России – какой-то небывалый новейший завет и цель этой истории – формирование нового человека, никогда еще не бывавшего в мире и невозможного больше нигде. «Перерождение – главный закон всего мироздания». И вся история – цепь перерождений, и очередное нам предстоит в самом скором времени.

Шаров был одним из крупнейших писателей нынешней России не только потому, что много знал и еще больше чувствовал, а потому, что в его оптике мир предстает волшебным, непредсказуемым, даже, я бы сказал, вымышленным. Дар увлекательно и заразительно фантазировать он унаследовал от своего отца, великого сказочника Александра Шарова, – но свои фантазии, часто совершенно безумные, он виртуозно укореняет в реальности. Невозможно не поверить Шарову, когда читаешь его версию главных советских тайн; и еще неизвестно, как оно все было.

Это не постмодернизм, и не альтернативка, и не антиутопия. Это нормальное чудо, каким и должна быть литература.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Собеседник
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

7 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!