23 августа 2018 г., 18:13

264

Наталья Кочеткова о романе Филипа Рота «Призрак писателя»

6 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Наталья Кочеткова
Рецензия на книгу Призрак писателя
Оценка: r50-green.png
*

Америка, середина 1950-х. 23-летний начинающий писатель еврейского происхождения Натан Цукерман приходит в гости к своему литературному кумиру — великому Лоноффу и принимает приглашение переночевать. За часы, проведенные в гостях, он успевает многое.

Дважды стать свидетелем безобразных сцен с битьем посуды и показательным уходом из дома, которые устроит Лоноффу жена, утомленная равнодушием мужа и ревностью к его ученице.

Познакомиться, влюбиться и додумать странную историю этой ученицы — привлекательной молодой еврейки по имени Эми Беллет. Девушка обладает болезненной фантазией, находится в сложных отношениях с миром и без ума влюблена с своего преподавателя. Цукерман решает, что такой могла бы быть Анна Франк, если бы выжила в фашистском лагере, а потом сменила имя.

Подслушать, как Эми ночью соблазняет своего наставника, умоляя уйти от жены и уехать с ней во Флоренцию.

Обсудить с Лоноффом за коньяком, почему в его возрасте не надо менять прежнюю жену на новую вдвое моложе и уезжать с ней жить в Европу.

Получить литературное напутствие мэтра и поверить в свои писательские силы, хотя литературные занятия и рассорили его с родителями вдрызг.

Великого (без всякого преувеличения) писателя Филипа Рота переводили на русский язык очень непоследовательно. А после его смерти в мае этого года надежды на полный хронологически последовательный перевод всех романов оставалось не много. Тем ценнее инициатива издательства «Книжники», которые решили выпустить первый роман из цикла про Натана Цукермана, которого принято считать альтер-эго самого Рота. Тем более, что последний роман этой серии — «Призрак уходит» — появился на русском несколько лет назад.

Благодаря выходу «Призрака писателя» становится понятно, кто такие Лонофф и Эми Беллет и почему они так важны для стареющего Цукермана в конце цикла. Каковы отношения Цукермана (и в конечном счете самого Рота) с еврейством. А эти отношения непросты. Цукерман в разговоре с матерью отказывает американским евреям в возможности разделить трагедию Холокоста: «Мы же не узники Бельзена! Мы не жертвы тех преступлений! (...) Мам, хочешь знать, какому физическому насилию подвергаются евреи в Ньюарке, сходи к пластическому хирургу, где девочкам носы переделывают. Вот где в округе Эссекс льется еврейская кровь, вот где наносят удары — молотком хирурга. По их костям — и по их гордости!»

Наконец, знаменитый эротизм этого цикла начинается именно с этого романа: юный Цукерман расстается с девушкой, потому что признается ей, что переспал со всеми ее подругами, потом с первого взгляда влюбляется в Эми Беллет, мечтает сделать ее своей женой и мастурбирует в кабинете Лоноффа.

Наконец, Натан Цукерман, как и Филип Рот, из Ньюарка.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Lenta.ru
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

6 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!