31 мая 2015 г., 12:34

232

Новый роман Бачигалупи «Водный нож»: засуха становится реальностью

46 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

20150524_13.32.25-o.jpegДениз Гамильтон, автор криминальных романов, редактор антологии рассказов «Лос-анжелесский нуар» (премия Эдгара По) рассказывает о новом триллере известного фантаста.

Во время чтения насыщенного яркими образами романа Паоло Бачигалупи «Водный нож» мне вспомнился фильм «Китайский квартал». Несмотря на то, что действие фильма разворачивается в прошлом, а книги – в антиутопическом будущем, оба относятся к жанру неонуара, с пресыщенными антигероями и безжалостными главарями, которые используют воду как смертельное оружие, контролируя жизнь и назначая срок смерти.

Однако если в «Квартале» мы видим душный Лос-Анжелес, где напоминающий Уильяма Малхолланда патриарх замышляет заговор ради постройки водопровода, соединяющего долину озера Оуэнс с городом, то фоном «Ножа» стал засушливый юго-запад недалекого будущего, которым правит «Королева Колорадо». По сравнению с ее интригами, достойными Макиавелли, исторический захват воды выглядит сущим примитивом.

Анхель Веласкес, наемный убийца водной компании, по прозвищу «Водный нож», путешествует по этому безводью, где земельные участки и дома заброшены, пыльные бури – свирепы, а убеждения шатки. В умирающем городе Финикс, ставшем аванпостом «третьего мира» и переполненном беженцами, шпионами, наркоманами, проститутками и подсобными рабочими, он встречает Люси Монро, журналистку, получившую Пулитцера, которая приехала, чтобы засвидетельствовать коллапс и побороться со своими демонами. Кроме них, есть и «темная лошадка» Мария Виллароса, подросток-беженка, ее цель - перейти опутанную колючей проволокой и патрулируемую милицией границу и оказаться в зеленом мире.

Находясь в гуще борьбы за права на разработку водных ресурсов, персонажи пытаются понять, кто разбрасывает множество изувеченных трупов по дороге, и Бачигалупи раскручивает на полную свой свежий, выходящий за рамки жанрового канона триллер.

В активе Бачигалупи такие произведения для детей и взрослых, как «Разрушитель кораблей» и «Заводная», и премии «Локус», «Хьюго», «Небьюла», «Майкл Л. Принц: лучший роман для подростков». Он сплетает воедино завораживающее действие и злободневные темы – урожаи генномодифицированных растений, голод, засуха, подъем мировых океанов, роботы-гейши с человеческими эмоциями и «фабрики сомнения» пиарщиков, защищающих интересы корпораций ценой человеческих жизней. Как и лучшие фантастические книги, «Водный нож» обладает собственным словарем и ритуалами, но при этом вырастает из реалий знакомого нам мира. В романе есть пылезащитные очки REI, «Киндл Пост» и хэштеги. Мексика и Латинская Америка превратились в Штаты Картеля. Последователи техасского культа «мерри перрис» готовятся к концу света, все остальные молятся Санта Муэрте, также известной как Леди Смерть.

В условиях нового мирового порядка водные компании действуют как полицейские государства с частной милицией, призванной охранять акведуки и отгонять отчаявшихся беженцев, особенно техасцев, чей штат разрушился после того, как им отрезали воду. Все мечтают о разрешении на проживание в Лос-Анжелесе или Лас-Вегасе, где богачи обитают в полных зелени районах под высокими куполами («в них изобретательность китайцев вступила в противоречие с интересами наркоторговцев»), а «Висячие сады Вегаса» - международный туристический аттракцион по образу и подобию древневавилонского.

Между тем, «зональщики» ютятся в темных пригородах, где электричество, водопровод и телефон стали далекими воспоминаниями, «мешочники» трудятся на ниве переработки отходов, а техасских девочек легкого поведения, голосующих на пыльном шоссе, можно купить за обед с кондиционером и крайнюю роскошь – душ.

Использование воды в качестве священной валюты напоминает «Дюну» Ф. Герберта. Вошедшие в обиход насилие и слэнг – «Заводной апельсин» Э. Берджесса. Перед глазами встают образы Пыльного Котла времен Великой Депрессии и катастрофического прорыва дамбы св. Франциска в 1928 году, погубившего 600 человек и преследовавшего ее строителя Малхолланда до могилы.

И все же это не компиляция, Бачигалупи удалось создать собственную увлекательную историю, нарисовав ее в оригинальном стиле. И он добавил околоводной политике привлекательности, быстро отделавшись от жаргона и технических подробностей и перенеся действие на шумные улицы. По-прежнему главные злодеи – не наемники или подлые инженеры-водники, а безликие владельцы корпораций, играющие в Бога и принимающие решения о том, жить или умереть целым регионам.
«Нож» вырос из короткого рассказа «Охотники на тамариск», который впервые был опубликован в журнале, посвященном окружающей среде, «Хай Кантри Ньюс». В рассказе Бачигалупи представил пораженный засухой юго-запад, где «водяные клещи» влачат жалкое существование в пустыне у акведука, несущего воду в богатый, изолированный город Лос-Анжелес. Наказание за кражу – принудительный труд и смерть.

Читая роман в тридцатичетырехградусную мартовскую жару, в то время как лос-анжелесские выпуски новостей предупреждали о порционном выделении воды и распространяющейся засухе, я почувствовала знойное, удушливое дыхание пустыни на затылке и вздрогнула, надеясь, что авторское видение будущего не станет нашей реальностью.

Читать отрывок на сайте издательства

Источник: Los Angeles Times
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
46 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также