Родился 12 апреля 1959 года в Москве.
Лауреат многих литературных премий.
Доцент Литературного института.
Юрий Михайлович Поляков — русский писатель, поэт, драматург, литературовед. Кандидат филологических наук. Общественный деятель, член Союза писателей СССР. Главный редактор «Литературной газеты» с 2001 года. Автор стихов, повестей и романов. Его проза включена в школьные и вузовские курсы современной российской литературы, а также переведена на многие языки.
Родители из рязанских крестьян, обосновавшихся в Москве в годы индустриализации. Отец, Поляков Михаил Тимофеевич, электромонтер; мать, Лидия Ильинична, технолог. Супруга, Полякова Наталья Ивановна — программист; дочь, Алина, филолог. Живет и работает в Москве.
Юрий Поляков после средней школы поступил в Московский областной пединститут им. Крупской, еще на старших курсах стал работать учителем. В 1976 году был призван в Советскую Армию, служил в Группе советских войск в Германии. После демобилизации стал работать в школьном отделе Бауманского райкома комсомола. Вскоре перешёл в газету «Московский литератор», где проработал до 1986 года, став из корреспондента её главным редактором. С 1979 года сотрудничает с «Литературной газетой». В 1981 защитил кандидатскую диссертацию на тему "Творческий путь Г. К. Суворова: К истории фронтовой поэзии".
Начал свою литературную деятельность как поэт. Первая книга стихов "Время прибытия" вышла в 1980 году в издательстве "Молодая гвардия". В его стихах видна реалистическая традиция, их отличают оригинальность мысли, ясность формы, открытость лирического чувства, тонкая самоирония. В те же годы он выступил как литературовед со статьями о поколении поэтов-фронтовиков, а в 1983 вышла книга "Между двумя морями".
В конце 1970 — начале 1980 гг. Юрий Поляков пишет актуальную прозу по острым проблемам общества. В 1980 заканчивает повесть "Сто дней до приказа", где впервые в советской литературе поднял тему неуставных отношений в армии, "дедовщины" (опубликована в 1987 году); через год — повесть "ЧП районного масштаба" о деформированной нравственно-психологической атмосфере комсомольского аппарата (опубликована в 1985). Обе повести оказываются под запретами и выходят в свет журнале "Юность" после противостояния с цензурой, в т. ч. военной. Книги вызывали общесоюзную дискуссию периода "гласности", по сути явились предвестницами грядущей перестройки, их социальная острота и злободневность сделали писателя чрезвычайно популярным.
Вместе с тем, отдавая должное пафосу разоблачительства, критики обратили внимание на динамичность сюжетных построений, яркость психологических характеристик и, особенно, на языковую точность и богатство этих повестей. Некоторые наиболее удачные языковые находки автора быстро вошли в общеразговорный обиход. С повести "Апофегей" (1989) в творчестве Ю. Полякова появились новые черты, он отходит от социальной тематики, сосредотачиваясь на внутренней жизни героев. Формируется особый, легко узнаваемый "поляковский" стиль, складывающийся из смелого смешения разностилевой лексики, игры семантическими смыслами, иронии, незаметно переходящей в лиризм. Намечается типичное для последующих сочинений писателя сатирическое изображение разрушительного российского либерализма.
Повесть "Парижская любовь Кости Гуманкова" ("Юность", 1991) развивает эту тенденцию. Ю. Поляков одним из первых попытался взглянуть на уходящую советскую натуру с добрым, ностальгическим юмором, что на фоне тогдашних настроений вызвало гнев критиков и очередное признание читателей. В тот же период оформляется его творческий интерес к набравшему силу в начале 1990-х годов постмодернизму. Оставаясь на позициях реалистической прозы, он пытается усвоить наиболее плодотворные элементы эстетики постмодернизма. С одной стороны, это творческая полемика с ним, с другой — попытка художественного синтеза ведущих тенденций современной литературы. Первым результатом этого синтеза явилась повесть "Демгородок" ("Смена", 1993). Автор совмещает здесь политическую сатиру, антиутопию, детектив, литературную пародию и любовную драму, оказываясь вновь оказывается оппонентом официальной, на сей раз либеральной, идеологии.
Тема этой повести органично связана с пафосом публицистических выступлений прозаика в периодической печати 1990-х годов. С позиций просвещенного патриотизма Ю. Поляков дает глубокий и нелицеприятный анализ происходящих в России духовных и социально-политических процессов. Его статьи отличаются афористичностью, эмоциональным накалом, полемической заостренностью и неизменно вызывают широкий общественный резонанс. Свою публицистику автор объединил в две книги: "От империи лжи — к республике вранья" (1997) и "Порнократия" (1999).
В одной из самых своих популярных книг — романе-эпиграмме "Козленок в молоке" (журнал "Смена", 1995) Ю. Поляков дает сатирическую картину жизни творческой интеллигенции, показывая, как формируются виртуальные "таланты" в литературе. Шире этот роман воспринимается как злая сатира на пореформенный период российской истории. "Козленок в молоке" интересен как художественно состоявшаяся попытка совместить принципы реализма с достижениями постмодернизма. Повесть "Небо падших" (журнал "Смена", 1998) посвящена так называемым "новым русским". Автор одним из первых создает убедительный образ "страдающего победителя", современного "Фому Гордеева", показывая, как разрушает душу бизнес, построенный на ограблении своей страны. В этот период критика все чаще выделяет Ю. Полякова как лидера "гротескного реализма", характерного, по мнению М. Бахтина, для переходных эпох, когда новое сталкивается со старым.
Наиболее значительным произведением Ю. Полякова в ушедшем веке стал роман "Замыслил я побег." ("Москва", 1999), представляющий собой своего рода семейную сагу и охватывающий 30 лет жизни страны. В центре романа — "эскейпер" Башмаков, отличительной чертой которого является неспособность принимать решения, что отражается и на его личной судьбе, и на судьбе державы. Сложный по композиции и мысли, роман написан ярко, остроумно и стал чрезвычайно популярен. По мнению критиков, этот роман явился одной из вершин отечественной реалистической прозы конца XX века. Продолжением этой темы стал новый роман Юрия Полякова — "Грибной царь" (2005).
В 2001—2004 годах Ю. Поляков опубликовал цикл "Плотские повести" (журналы "Смена", "Нева", "Наш современник"), посвященный проблемам современной семьи. Он так же активно работает как драматург, его пьесы "Контрольный выстрел", "Халам-Бунду", "Козленок в молоке", "Хомо эректус" и другие идут в российских и зарубежных театрах и пользуются зрительским успехом.
Произведения Ю. Полякова изданы в виде "Собрания сочинений" в 3 (М., 1997) и 4 (М., 2001) томах, сборников "Избранные сочинения" (С.-Пб., 1994), "Небо падших: Избранное" (М., 2002), "Плотские повести" (М., 2003), "Хомо эректус: Пьесы" (М., 2004).
По произведениям Ю. Полякова сняты фильмы: "Работа над ошибками" (1987, режиссер А. Бенкендорф), "ЧП районного масштаба" (1988, режиссер С. Снежкин), "Сто дней до приказа" (1989, режиссер Х. Эркенов), "Левая грудь Афродиты" (1999, режиссер А. Павловский), "Игра на вылет" (2000, режиссер К. Одегов), "Замыслил я побег..." (2003, режиссер М. Ибрагимбеков), "Козленок в молоке" (2003, режиссер К. Мозгалевский, В. Нахабцев). Ю. Поляков является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина "Ворошиловский стрелок" (1997), а также автором оригинальных сценариев, по которым сняты ряд фильмов и сериалов.
С 2001 года Ю. Поляков возглавляет "Литературную газету", которая, отказавшись от либеральной моноидеологии, пытается восстановить единое идейно-эстетическое пространство российской литературы.
Юрий Михайлович Поляков — русский писатель, поэт, драматург, литературовед. Кандидат филологических наук. Общественный деятель, член Союза писателей СССР. Главный редактор… Развернуть
Александр Андреевич Проханов — советский и российский писатель, сценарист. Публицист, журналист, главный редактор газет «День» и «Завтра». Член Союза писателей СССР с 1972. Общественный и политический деятель, философ, идеолог патриотизма. Активный участник радио- и ТВ передач, различных ток-шоу. Автор многих романов, повестей и рассказов, ставших бестселлерами, переведенными на многие европейские и восточные языки. Сын, Андрей Фефелов, зам. главного редактора газеты «Завтра».
В 1960 году Александр Проханов окончил Московский авиационный институт, где на последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу. Работал инженером НИИ, лесничим в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы открыл для себя Платонова, увлекся Набоковым. С 1970 был корреспондентом газет «Правда» и «Литературная газета» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других "горячих точках". Первым описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта. С 1986 писал статьи в журналы «Молодая гвардия», «Наш современник» и «Литературную газету». С 1989 по 1991 год был главным редактором журнала «Советская литература».
В декабре 1990 Проханов учредил газету «День» и стал её главным редактором. В 1991 году на выборах президента РСФСР был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова, во время августовского путча поддержал ГКЧП. В сентябре 1993 года поддержал Верховный Совет и выступил в своей газете против действий Ельцина, называя их государственным переворотом. После танкового расстрела парламента газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция подверглась разгрому ОМОНом, ее сотрудники были избиты, имущество и архивы уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время». В ноябре 1993 года стал главным редактором новой газеты «Завтра», продолжив курс запрещенной ранее.
На президентских выборах 1996 г. Проханов поддержал кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова. В 1997 становится соучредителем Агентства патриотической информации. В 1997 и 1999 годах подвергался нападениям со стороны неизвестных лиц. В 2002 его роман «Господин Гексоген», где он художественно отображает версию о вине российских спецслужб во взрывах жилых домов в России в 1999 году, получил премию «Национальный бестселлер».
Женат, имеет двух сыновей и дочь. Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует мотыльков.
Александр Андреевич Проханов — советский и российский писатель, сценарист. Публицист, журналист, главный редактор газет «День» и «Завтра». Член Союза писателей СССР с… Развернуть
Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, журналист, академик. Общественный деятель, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов. Директор научно-исследовательского института детства. Творческая и общественно-педагогическая деятельность удостоена многочисленных наград.
Отец Лиханова был слесарем, мама работала мед. лаборантом в больнице, годы войны – в госпитале. В 1953 году Альберт поступил в Уральский государственный университет в г. Свердловске на отделении журналистики. После его окончания 1958 возвращается в Киров, где работает литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а с 1961 г. возглавляет редакцию газеты «Комсомольское племя».
Через год в Кирове выходит его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах», а в 1963 г. та самая, с которой писатель ведет свой творческий отсчет: «Да будет солнце!» - это повесть об итальянском художнике XIX века Эльвиро Андриолли. Потом он уезжает в Западную Сибирь, где два года работает собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», затем его переводят в аппарат ЦК ВЛКСМ.
С 1975 г. он главный редактор журнала «Смена» (20 лет проработал в этом журнале, из них 13 лет в качестве главного редактора). Работа в молодежной печати обогатила писателя необходимым опытом, познакомила с проблемами, заставила «влезть в гущу событий», которыми живут молодежь и подростки в нашей стране. Обратившись однажды к этой теме, Лиханов остается верен ей на протяжении всей своей творческой жизни. «Своей главной темой и аудиторией, - говорит писатель, - я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать».
Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера.
А. Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Произведения о военном детстве созданы писателем на жизненной основе – памяти о своем детстве. В них автор передает ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны. Публицистичность, увлеченность, правдивость – характерные черты лихановского стиля во всех литературных жанрах.
Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве – повесть «Последние холода» (1984). Эта повесть, а также повести «Магазин ненаглядных пособий» и «Детская библиотека» и другие повести этого цикла, а также роман «Мужская школа», составляют своеобразную дилогию о военном детстве. Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон» и романе «Мой генерал». В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется прежде всего в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе все самое лучшее.
1970-90 гг. – период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращенный к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (1983), которая переведена на многие языки. За эту книгу А.А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака в 1987г. Творчество Лиханов успешно сочетает с активной общественной деятельностью в защиту детей.
В 1987 г. Альберт Лиханов организовал Детский фонд с отделениями во всех республиках, краях и областях СССР, а теперь – России и СНГ, и все они работают в настоящее время. Вот лишь некоторые из проектов, по которым постоянно работает организация: «Теплый дом», «Детская библиотека», «Дар жизни», «Детский диабет», «Детский церебральный паралич», «Глухие дети». Ему же принадлежит идея создания семейных детских домов.
Альберт Лиханов занимал активную гражданскую позицию защитника нравственных ценностей и традиций своего Отечества, поэтому боролся словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребенка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения.
Член-корреспондент АПН СССР (1990), академик РАО (2001). Почётный гражданин города Кирова, почётный гражданин Кировской области.
Скончался 25 декабря 2021 года. Причиной смерти стал COVID-19.
Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, журналист, академик. Общественный деятель, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских… Развернуть
Константин Васильевич Скворцов — русский писатель, поэт. Мастер драматической поэзии.
Константин Васильевич родился в Туле 13 апреля 1939 года. В 1956 году окончил среднюю школу № 27 в городе Златоусте. В 1961 году закончил Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (ныне агроинженерный университет) по специальности инженер-механик. В 1961—1962 годах работал механиком совхоза «Красный партизан» Бай-Хаакского района Тувинской АССР. В 1962—1969 годах работал механиком в 7-м цехе Челябинского трубопрокатного завода.
В 1969 году К. В. Скворцов принят в Союз писателей СССР.
В 1975 году окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького.
В 1975 году Константина Васильевича избрали ответственным секретарем Челябинской областной писательской организации.
В 1986 году Скворцов избран секретарем правления Союза писателей СССР.
С 1997 года Константин Васильевич — сопредседатель правления Союза писателей России.
Автор двадцати пьес в стихах.
На стихи Скворцова написали песни композиторы: В. А. Брусс, А. С. Днепров, Ю. М. Клепалов, Ю. В. Коломников, Е. И. Птичкин, В. И. Ярушин; их исполняют певцы: Л. Г. Зыкина, И. Д. Кобзон, А. П. Литвиненко, Т. Ю. Петрова, Вахит Хызыров, В.Ярушин и др.
Живёт в Москве.
Константин Васильевич Скворцов — русский писатель, поэт. Мастер драматической поэзии. Константин Васильевич родился в Туле 13 апреля 1939 года. В 1956 году окончил среднюю… Развернуть
Анатолий Юмабаевич Генатулин ( Талха Йомабай улы Ғиниәтуллин) — советский и российский писатель, прозаик, башкир по национальности. Народный писатель Республики Башкортостан (2011), заслуженный работник культуры Башкирской АССР.
Родился в деревне Уразово Тамьян-Катайского кантона Башкирской АССР (ныне в Учалинском районе Башкортостана). Рано потерял родителей и вырос сиротой. Учился в ФЗУ в Ташкенте, русскому языку начал учиться только с 16 лет. Во время Великой Отечественной войны до 1943 года работал на Урале фрезеровщиком, с 1943 года на фронте.
Три месяца учился в снайперской школе. Потом воевал под Ленинградом на Карельском перешейке. Закончил войну в 1945 году в Германии в составе гвардейской артиллерийской дивизии. Награждён орденами Отечественной войны 1-й степени, Славы 3-й степени и боевыми медалями. Был несколько раз ранен.
Анатолий Генатулин после войны сменил много профессий. Служил на Украине, а после демобилизации работал на строительстве Краснополянской ГЭС. Заочно окончил Литинститут (1966). Член Союза писателей с 1973 года. Заслуженный работник культуры Башкирской АССР (1990).
С 1955 года жил в Москве, а впоследствии на родине, в селе Уразово.
В начале 50-х под впечатлением чтения Э. М. Ремарка, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова стал писать рассказы о войне, которые, однако, из-за открытого изображения страданий, жестокости и трагизма не принимались к публикации. Первая публикация состоялась в 1961 в журнале «Дружба народов». В 1969 издал первый сборник рассказов, но только повестью «Атака», написанной примерно за 15 лет до публикации (1982), обратил на себя внимание как значительный военный писатель. «Приверженностью к правде и реализмом его творчество близко прозе Вяч. Кондратьева и К. Воробьёва» (Вольфганг Казак).
В 2000-х годах произведения Анатолия Генатулина активно переводились на башкирский язык.
Анатолий Юмабаевич Генатулин ( Талха Йомабай улы Ғиниәтуллин) — советский и российский писатель, прозаик, башкир по национальности. Народный писатель Республики Башкортостан… Развернуть
С. Ю. Куняев родился 27 ноября 1932 года в Калуге.
Во время Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в село Пыщуг Костромской области, где Куняев закончил четыре первых класса начальной школы. После войны семья Куняевых вернулась в Калугу.
В 1952—1957 годах учился на филологическом факультете МГУ, где начал писать стихи. Первый поэтический сборник «Землепроходцы» вышел в 1960 году в Калуге. В 1957—1960 годах работал в газете «Заветы Ленина» (г. Тайшет Иркутской области). Член СП СССР с 1961 года. В 1960—1963 годах — заведующий отделом поэзии журнала «Знамя».
В 1976—1980 годах — секретарь Московской писательской организации. Был членом секретариата правления Союза писателей России.
В 1989 году в газете «Московский литератор» вышла статья Куняева «Обслуживающий персонал», где автор обвинил секретаря ЦК КПСС Александра Яковлева в проведении антирусской политики. 19 августа 1991 года поддержал ГКЧП. 23 февраля 1992 года был участником митинга на Тверской, который был разогнан ОМОНом. С декабря 1991 года по август 1993 года входил в редколлегию газеты «День», был членом политсовета Фронта национального спасения (1992—1993).
Автор десяти биографий в серии «Жизнь замечательных людей», вместе с сыном Сергеем опубликовал в серии книгу о жизни и творчестве Сергея Есенина. Автор около 20 книг стихов, прозы, публицистики, наиболее известные — «Вечная спутница», «Свиток», «Рукопись». «Глубокий день», «Избранное». Автор множества переводов из украинской, грузинской, абхазской (в том числе Мушни Ласурия, Дмитрия Гулиа), киргизской (в том числе Токтогула), бурятской, литовской (в том числе Эдуардаса Межелайтиса) поэзии. Некоторые его произведения переведены на болгарский, чешский и словацкий языки.
С. Ю. Куняев родился 27 ноября 1932 года в Калуге. Во время Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в село Пыщуг Костромской области, где Куняев закончил четыре… Развернуть
Валентин Григорьевич Распутин — русский писатель, публицист, общественный деятель.
Род деятельности: прозаик, драматург
Годы творчества: 1966—2015
Жанр: Социалистический реализм
Дебют: «Край возле самого неба» (1966)
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье.
С 2 лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района (впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС). Окончил местную начальную школу и вынужден был один уехать за 50 километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973).
После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).
Окончил университет в 1959 году и несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан-Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".
В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.
И в 1967 году в Красноярске была издана первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света".
В полную силу талант писателя раскрылся в 1970 году в повести "Последний срок", заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.
В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
В последние годы жизни писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Лене-реке"; в 1996 — рассказы "Поминный день"; в 1997 — "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером").
В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.
В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.
В 2013 году с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет», в которой прямо описал превращение народа в «народонаселение», духовную и материальную деградацию за последние два десятилетия.
Жил и работал в Иркутске. Распутин содействовал изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь». С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).
Валентин Распутин придерживался сталинистской позиции и считал её созвучной мнению народа. Являлся сторонником КПРФ.
9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя, 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист.
1 мая 2012 года в возрасте 72 лет умерла жена писателя, Светлана Ивановна Распутина.
13 марта 2015 года Валентин Григорьевич был госпитализирован, находился в коме.
Умер 14 марта 2015 года, за несколько часов до своего 78-летия.
Валентин Григорьевич Распутин — русский писатель , публицист, общественный деятель. Род деятельности: прозаик, драматург
Годы творчества: 1966—2015
Жанр:… Развернуть
Михаил Андреевич Чванов родился 25 июля 1944 года в д.Старо-Михайловка Салаватского района Башкирии. Мечтал стать геологом, но поступил на филологический факультет Башкирского государственного университета. Тем не менее, как спелеолог, был одним из руководителей экспедиции, впервые обследовавшей крупнейшую пещерную систему Урала - пропасть Сумган-Кутук. Вместе с известным хирургом-офтальмологом Эрнстом Мулдашевым руководил Всесоюзной экспедицией по поискам пропавшего в августе 1937 года при перелете через Северный полюс самолета С.А.Леваневского. Михаил Андреевич объездил всю Россию, побывал во многих зарубежных странах - Сирии, Франции, Югославии.
Михаил Андреевич Чванов родился 25 июля 1944 года в д.Старо-Михайловка Салаватского района Башкирии. Мечтал стать геологом, но поступил на филологический факультет Башкирского… Развернуть
Валерий Николаевич Га́ничев— прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России. До Великой Отечественной войны жил в Омской области. Окончил среднюю школу в Полтавской области.
В 1956 году окончил исторический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко. Работал в Николаеве.
С 1960 года занимался комсомольской и журналистской работой (заместитель главного редактора журнала «Молодая гвардия») в Москве.
С 1968 по 1978 год — директор издательства «Молодая гвардия».
С 1978 по 1980 год — главный редактор газеты Комсомольская правда».
С 1981 года по 2001 год — главный редактор журнала Роман-газета.
С 1998 года является главным редактором журнала «Роман-журнал. XXI век».
С 1994 года — Председатель Правления Союза писателей России.
В 2001 году успешно способствовал канонизации Фёдора Ушакова.
8 июля 2018 года скончался после продолжительной болезни. Похоронен в Переделкино.
.Общественная деятельность
Заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора.
Заместитель председателя Комитета в защиту отечественной культуры.
Сопредседатель фонда «Русская национальная школа».
Академик Международной Славянской академии.
Академик Международной Академии информатизации.
Член Петровской академии наук и искусств.
Академик Академии творчества.
Академик Академии российской словесности.
Председатель Комиссии по общественным наградам и вопросам увековечивания в Российской Федерации.
Валерий Николаевич Га́ничев— прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России. До Великой Отечественной войны жил в Омской области. Окончил среднюю школу в… Развернуть
Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности ему запомнились прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению.
После окончания сельской школы-семилетки (1949 г.) Белов уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом в леспромхозе, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (теперь Пермь).
В 1956 г. вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях – стихи, очерки, статьи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к этому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.
В 1958 г. Белов был избран первым секретарем Грязовецкого райкома комсомола. Но не проработав и года, подал заявление об уходе в связи с вызовом на учебу в Москву. С 1959 по 1964 г. он учится в Литературном институте. В 1961 г. в журнале «Наш современник» опубликована повесть «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Деревенька моя лесная».
В 1963 г. Белов принят в Союз писателей СССР. Окончив институт, он возвращается в Вологду, где постоянно живет до сих пор.
В 60-х годах публикуется ряд произведений Белова: «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками».
Ярким образцом русской «деревенской прозы», принесшим автору широкую известность и открывшим путь в центральную печать, стала повесть «Привычное дело» (1966) В 1968 г. в журнале «Новый мир» появилась повесть «Плотницкие рассказы», а в 1969 – повесть «Бухтины вологодские» (бухтиной вологжане называют шутку, прибаутку, острое словцо, побасенку). Творчество Белова становится одним из самых дискутируемых. Амплитуда оценок – от восторженности до яростного отрицания.
В 70-е гг. Белов публикует повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку», в которых резко противопоставлены городской и деревенский жизненные уклады. Городскую жизнь Белов видит как неестественную и безнравственную.
В 1978 г. опубликован роман «Кануны (хроника конца 20-х гг.)», повествование о жизни доколхозной северной деревни.
В 1979–1981 гг. появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике», состоящая из небольших эссе, каждое из которых посвящено какой-то стороне крестьянского быта. Белов говорит о повседневных занятиях и обычаях, об особенностях восприятия различных времен года, о растениях и животных в крестьянском обиходе – в общем, о природной гармонии народной жизни.
Его повести, рассказы, детские книги широко издаются. Пьесы «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей» идут в театрах страны. Основные их темы – необходимость сохранения народных (в основном – деревенских) традиций, народной памяти, размышления о смене поколений, о том, с какими потерями происходит эта смена, как разграбление природных богатств, разрушение образа жизни связаны с разрушением нравственности.
В 1987 г. выходит роман «Все впереди», где автор вновь обращается к своей любимой мысли о мнимости, неподлинности всей системы городской жизни. Очередной раз произведения Белова оказываются в центре полемики.
С 1989 по 1992 гг. Белов был депутатом, в 1990–1991 гг. – членом Верховного Совета СССР.
В 90-х годах публикуются продолжения романа «Кануны» – «Год великого перелома» и «Час шестый (хроника 1932 года)». Трилогия в целом – это взгляд писателя на коллективизацию, ее последовательное и яростное осуждение.
В 1991–1993 гг. издательство «Современник» выпускает пятитомное собрание сочинений Белова. В 1995 г. в журнале «Русский Север» появляется продолжение «Бухтин вологодских» – «Бухтины вологодские завиральные (перестроечные)».
В 90-е гг. Белов получил несколько литературных премий. Однако печатается он теперь реже, чем в доперестроечные времена, и, в основном, в изданиях «патриотического» направления – журналах «Москва», «Наш современник», газете «Завтра» и т.п., а также в вологодских изданиях.
За годы своей литературной работы Белов выпустил более шести десятков книг, суммарный тираж которых (по подсчетам 1998 г.) – более 7 млн. экземпляров. Его произведения переведены на многие языки.
Белов не оставляет публицистику, ратует за сохранение русского языка, русской природы, национального уклада жизни и национальных ценностей. Сегодняшние взгляды его достаточно радикальны.Выходец из крестьянской среды русского Севера. Его отец Иван Федорович Белов погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей (в своих воспоминаниях «Невозвратные годы» В.Белов подробно описывает всех деревенских родственников). После семи лет обучения в деревенской школе окончил ФЗО, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтера. Армейскую службу в 1952—1955 годах проходил в Ленинграде. В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи «На страже Родины», а затем поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького. С 1964 постоянно живёт в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» — Тимо́нихой, в которой черпает материал для своего творчества, начиная с повести «Деревня Бердяйка» и книги стихов «Деревенька моя лесная» (обе — 1961). Вслед за ними увидели свет книга рассказов «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964). Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». Эта репутация была упрочена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).
Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал… Развернуть