Больше историй

18 апреля 2017 г. 10:46

1K

Об Орфее и Эвридике.

-Эвридика! О божественный Свет! - проговорил Орфей, умирая.
- Эвридика! – простонали, обрываясь, семь струн его лиры.
(Легенда Орфея).

«Эвридика-Орфею» Марина Цветаева.
Для тех, отженивших последние клочья
Покрова (ни уст, ни ланит!…)
О, не превышение ли полномочий
Орфей, нисходящий в Аид?

Для тех, отрешивших последние звенья
Земного… На ложе из лож
Сложившим великую ложь лицезренья,
Внутрь зрящим — свидание нож.

Уплочено же — всеми розами крови
За этот просторный покрой
Бессмертья…
До самых летейских верховий
Любивший — мне нужен покой

Беспамятности… Ибо в призрачном доме
Сем — призрак ты, сущий, а явь —
Я, мертвая… Что же скажу тебе, кроме:
— «Ты это забудь и оставь!»

Ведь не растревожишь же! Не повлекуся!
Ни рук ведь! Ни уст, чтоб припасть
Устами! — С бессмертья змеиным укусом
Кончается женская страсть.

Уплочено же — вспомяни мои крики! —
За этот последний простор.
Не надо Орфею сходить к Эвридике
И братьям тревожить сестер.

Как много мы знаем об Орфее? Почему этот герой считается настолько могущественным и значимым для древнегреческой мифологии? Почему Орфей не смог вывести Эвридику из подземного царства и стало ли это поражением (как принято считать) для героя? Почему Эвридика должна была оставаться в ином мире? И почему этот миф рассказывает о любви намного больше, чем кажется на первый взгляд?

картинка Beatrice_Belial

(John Roddam Spencer Stanhope - "Orpheus and Eurydice on the Banks of the Styx", 1878)

Миф об Орфее и Эвридике всем хорошо знаком. Это одна из наиболее популярных романтических песен древнегреческой мифологии, рассказывающая грустную историю о том, как Орфей, потерявший свою возлюбленную Эвридику, спустился за ней в подземное царство Аида, чтобы вернуть девушку в мир живых. С помощью своих прекрасных песен (равных которым не было и в мире мертвых) Орфей сумел восхитить саму Персефону и умолить Аида отпустить Эвридику из подземного царства. Но герой не смог выполнить поставленное Аидом условие- он обернулся и посмотрел на Эвридику до того, как они вышли из подземного царства. Так влюбленные не смогли воссоединиться.

Эта история кажется предельно простой и причина, по которой Эвридика осталась в подземном царстве, выглядит вполне логичной в рамках данного мифа. На самом же деле (как это обычно бывает в древнегреческой мифологии) все гораздо сложнее и интереснее. В стихотворении Цветаевой мы видим, поэтесса считает, что умершую Эвридику не стоит беспокоить по причине того, что в подземном царстве она уже неспособна любить и жаждет лишь покоя. На мой взгляд, Цветаева прилагала эти строки скорее к женщине измученной жизнью настолько, что ее душа уже мертва и никакой «Орфей» не имеет права выводить такую «Эвридику» из подземного мира. Но к Эвридике из мифа это имеет мало отношения, так как ее любовь сохранит и свою силу и свое могущество после смерти девушки. Я нашла нужным это пояснить, потому что, несмотря на вышеозначенное несоответствие, я все же разместила именно стихотворение Цветаевой в качестве эпиграфа к истории. Теперь читателю должно быть ясно, что я сделала это в силу в большей степени эмоциональности и мощи самого стихотворения, а не его содержания применительно к мифу об Орфее и Эвридике.

Чтобы понять, насколько важна была Эвридика (ее жизнь и ее смерть) в жизни Орфея (не просто как мужчины, но как великого поэта, певца, истинного человека искусства, философа и духовного предводителя) нужно подробнее рассказать о самом этом герое.

картинка Beatrice_Belial

(Gaetano Gandolfi - "Orpheus and Eurydice")

Орфей - таинственный образ, который встречается в целом в ряде греческих мифов. Это символ музыканта, силой звуков покоряющего мир. Он способен перемещать растения, животных и даже камни, а также вызывать у богов подземного мира не свойственное им сострадание. Образ Орфея символизирует также преодоление отчужденности. Этого певца можно рассматривать как олицетворение силы искусства, содействующего превращению в космос хаоса. Благодаря искусству создается мир гармонии и причинности, образов и форм, то есть «человеческий мир».
Значение этого героя для древнегреческой мифологии огромно. Он является основателем орфизма.

Орфизм — мистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея. Возникло ориентировочно в VI веке до н. э. — к этому времени относятся первые орфические гимны. По утверждению А. Ф. Лосева, орфизм «никак не моложе Гомера». Учение носило подчёркнуто эзотерический характер, что сближает его с пифагорейством и элевсинскими мистериями. По некоторому мнению, орфизм стал прообразом более поздних монотеистических религий, в частности, христианства, поскольку ознаменовал собой переход от многобожия к поклонению Единому Богу.
Орфики верили в воздаяние после смерти (также есть элементы метемпсихоза), бессмертие души («заточённой» в «темницу» тела), раздвоенность человеческой природы на доброе (естество Загрея-Диониса) и злое (естество растерзавших его титанов) начала.

Дальше...

Существует несколько версий происхождения Орфея. Его считают сыном Аполлона и одной их жриц этого бога. Также существует версия, по которой Орфей был сыном фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Но гораздо интереснее то огромное могущество, которым обладал это герой. Помимо его непревзойденной игре на лире и божественных песен, Орфей прославился также умением воздействовать с мощью песен и слов, как на богов, так и на людей, умея убедить их в истинности своих слов.

Орфей (имя переводится как «лечащий светом» («аур» — свет, «рфе» — лечить)). Он получает свой инструмент 7-ми струнную лиру, в которую впоследствии добавил еще 2 струны, сделав ее инструментом 9–ти муз. (муз как девять совершенных сил души, ведущих по пути и с помощью которых можно этот путь пройти). По мифам Орфей участвовал в путешествии аргонавтов за золотым руном, выручая своих друзей во время испытаний.

картинка Beatrice_Belial

Орфей принес учение о музах, девяти силах человеческой души, которые предстают в виде 9 прекраснейших муз. Каждая из них имеет свою составляющую как принцип, как ноты в божественной музыке. Муза истории Клио, муза ораторского искусства и гимнов Полигимния, муза комедии и трагедии Талия и Мельпомена, муза музыки Эвтерпа, муза, небесного свода Урания, муза божественного танца Терпсихора, муза любви Эрато, и муза героической поэзии.

Учение Орфея- это учение света, чистоты и Великой безграничной любви, его получило все человечество, и часть света Орфея унаследовал каждый человек. Это некий дар богов, который живет в душе каждого из нас. И через него можно постичь все: и силы души, сокрытые внутри, и Аполлона и Диониса, божественную гармонию прекрасных муз. Может быть, именно это даст человеку ощущение настоящее жизни, наполненной вдохновением и светом любви.

Этот герой стал символом человека, наделенного всевозможными талантами, в полной мере одаренного, погруженного в искусство и любовь, и готового ради любви пойти на любые подвиги.

В эту эпоху во Фракии появился молодой человек из царского рода, обладавший непобедимой силой обаяния. Его считали сыном одной из жриц Аполлона. Его музыкальный голос производил необычайное очарование. Он говорил о Богах с особым, ему одному свойственным ритмом и на нем была ясная печать вдохновения. Его белокурые волосы, гордость Дорийцев, падали золотистыми волнами на плечи, а музыка его речей проникала до глубины души. Его темно-голубые глаза сияли нежно и проникновенно и взгляд их был полон магической силы. Свирепые фракийцы боялись его взгляда, но женщины, всегда чувствовали более тонко, говорили, что в его глазах соединялся могучий свет солнца с нежным сиянием луны. Даже и вакханки, привлеченные его красотой, бродили вокруг него, жадно прислушиваясь к его непонятным для них речам.
Так продолжалось некоторое время, пока молодой человек, которого называли сыном Аполлона, не исчез внезапно. Говорили что он умер и спустился в ад. В действительности, он удалился втайне в Самофрас, затем в Египет, где и попросил убежища у жрецов Мемфиса. Приобщившись к их мистериям, он через двадцать лет возвратился на родину под новым именем, которое получил при посвящена после ряда выдержанных испытаний, от своих учителей. В этом имени выражалась его миссия; он назывался теперь Орфей или Арфа, что означает исцеляющий светом.
Своими знаниями и своим энтузиазмом, Орфей увлек большую часть Фракии, совершенно преобразил культ Вакха и укротил Вакханок.

"Великие посвященные "

Значение мифа об Орфее и Эвридике.

Принято считать, что Орфей потерпел поражение в своем замысле вывести Эвридику из подземного царства из-за своей слабости и нетерпения (когда оглянулся и посмотрел на возлюбленную раньше времени). Но в действительности расставание Орфея с Эвридикой имеет гораздо более глубокое значение. Потеря Эвридики стала для Орфея огромным горем, но также и стимулом для совершенствования своих искусств и изучения различных таинств, которые в дальнейшем наградили героя великими знаниями, с помощью которых он смог нести подлинное искусство, философию, свет истины, красоты и любви в этот мир.

На самом деле конец этой истории другой. Да, великая небесная Любовь Орфея вызвала сострадание в сердце Аида. Но он не теряет Эвридику. Сердце подземного мира обозначает таинства. Орфей находит Эвридику, потому что приближается к таинствам неба, к таинствам природы, к сокровенному. И каждый раз, когда он пытается на нее смотреть, Эвридика от него убегает — как Звезда волхвов появляется, чтобы показать путь, а потом исчезает, чтобы дождаться, когда человек дойдет до тех далей, которые она ему показала.

Эвридика уходит на небо и с неба вдохновляет Орфея. И каждый раз, когда Орфей через свою прекрасную музыку, вдохновленный, приближается к небу, он встречается с Эвридикой. Если он слишком привязан к земле, Эвридика не может так низко опускаться, и это является причиной их разлуки. Чем ближе он к небу, тем ближе он к Эвридике.

Таким образом, расставание Орфея с Эвридикой (смерть девушки и ее невозможность выйти из подземного царства) парадоксально символизируют тот факт, что достижение любви возможно лишь в определенном духовном и интеллектуальном состоянии. Эвридика становится для Орфея не просто музой или «путеводной звездой», но символом достижения высшего (небесного) совершенства в своем искусстве. Только тогда герой может в полной мере воссоединиться с возлюбленной, когда сам поднимается над земным и достигает максимальных высот в искусстве и философии. Это довольно сложная концепция, но я нахожу ее крайне интересной и вдохновляющей, потому что она символизирует (в числе прочего) еще и необходимость постоянного самосовершенствования (в первую очередь, в духовной области и в области искусства и тайных знаний) для обретения счастливого союза с возлюбленным, подлинного соединения с ним. Подобно тому, как Орфей учил своих учеников тайным знаниям и давал им великие откровения и миф о нем учит читателей по-настоящему важным для любого думающего и чувствующего человека вещам.

Об Орфее и Эвридике из книги Э. Шюре «Великие посвященные».

В это время вакханки уже начали околдовывать Эвридику своими чарами, стремясь завладеть её волей.
Привлеченный каким-то неясным предчувствием в долину Гекаты, я шел однажды посреди густых трав луга и кругом царствовал ужас темных лесов, посещаемых вакханкамй. увидел Эвридику. Она медленно шла, не видя меня, направляясь к пещере. Эвридика останавливалась, нерешительная, а затем возобновляла свой путь, словно побуждаемая магической властью, все более приближаясь к пасти ада. Но я различил спящее небо в ее взорах. Я позвал ее, я взял ее за руку, я крикнул ей: «Эвридика! Куда идешь ты?» Как бы пробужденная ото сна, она испустила крик ужаса и, освобожденная от чар, упала на мою грудь. И тогда Божественный Эрос покорил нас, мы обменялись взглядами, так Эвридика — Орфей стали супругами навек.

Но вакханки не смирились, и однажды одна из них предложила Эвридике чашу с вином, обещая, что если она выпьет его, перед ней раскроется наука магических трав и любовных напитков. Эвридика в порыве любопытства выпила ее и пала, как бы пораженная молнией. Чаша заключала смертельный яд.

Когда я увидал тело Эвридики, сжигаемое на костре, когда последние следы ее живой плоти исчезли, я спросил себя: где же ее душа? И я пошел в невыразимом отчаянии. Я бродил по всей Греции. Я молил жрецов Самофракии вызвать ее душу. Я искал эту душу в недрах земли и везде, куда мог проникнуть, но тщетно. Под конец я пришел к пещере Трофонийской.

Там жрецы вводят смелого посетителя через трещину до огненных озер, которые кипят в недрах земли и показывают ему, что происходит в этих недрах. Проникнув до конца и увидав то, что ни одни уста не должны произносить, я вернулся в пещеру и впал в летаргический сон. Во время этого сна ко мне явилась Эвридика и сказала: «Ради меня ты не побоялся ада, ты искал меня между мертвыми. Я услышала твой голос, я пришла. Я обитаю на краю обоих миров и плачу так же, как ты. Если ты хочешь освободить меня, спаси Грецию и дай ей свет. И тогда мне будут возвращены мои крылья, и я поднимусь к светилам, и ты снова найдешь меня в светлой области Богов. А до тех пор я должна бродить в царстве мрака, тревожном и скорбном...»

Трижды я хотел схватить её, трижды она исчезала из моих объятий. Я услышал звук словно от разорванной струны, и затем голос, слабый как дуновение, грустный как прощальный поцелуй, прошептал: «Орфей!!»

При этом звуке я пробудился. Это имя, данное мне её душой, преобразило все мое существо. Я почувствовал, как в меня проник священный трепет беспредельного желания и сила сверхчеловеческой любви. Живая Эвридика дала бы мне блаженство счастья, мертвая Эвридика повела меня к истине. Из любви к ней я облекся в льняные одежды и достиг великого посвящения и жизни аскета. Из любви к ней я проник в тайны магии и в глубины божественной науки; из любви к ней я прошел через пещеры Самофракия, через колодцы Пирамид и через могильные склепы Египта. Я проникал в недра земли, чтобы найти в ней жизнь. И по ту сторону жизни я видел грани миров, я видел души, светящиеся сферы, эфир Богов. Земля раскрыла передо мной свои бездны, а небо — свои пылающие храмы. Я исторгал тайную науку из-под пелен мумий. Жрецы Изиды и Осириса открыли мне свои тайны. У них были только их Боги, у меня же был Эрос. Его силою я проник в глаголы Гермеса и Зороастра; его силой я произнес глагол Юпитера и Аполлона!



картинка Beatrice_Belial

("Orpheus and Eurydice")

Даже финал земной жизни Орфея крайне любопытен и поучителен. Он раскрывает тему подлинного воздействия на умы и сердца людей, показывая как Орфей сумел победить злые чары вакханок и остаться верным идеалам своего искусства и любви как в смерти, так и вне ее.

Комментарии


Эвридика становится для Орфея не просто музой или «путеводной звездой», но символом достижения высшего (небесного) совершенства в своем искусстве. Только тогда герой может в полной мере воссоединиться с возлюбленной, когда сам поднимается над земным и достигает максимальных высот в искусстве и философии.

Да, это очень красивая концепция! Эвридика всегда с Орфеем, пока он Орфей, но и всегда неуловима, как небесное совершенство. Что-то похожее, кстати, можно найти в "Каменном цветке" Бажова, помню я когда-то разбирал это сказание, надо бы найти этот разбор.


Если найдешь, дай мне ссылку, тоже интересно прочесть:)


А вообще я откопал старую, любимую в детстве книжечку "Мифы древней Греции", думаю сесть перечитывать - под твоим влиянием:)


Хорошее это дело, может потом вдохновишься и напишешь историю о любимом мифе. У тебя есть такой?


Да я все Гераклом бредил, а сейчас, думаю, на чем-то другом внимание заостриться. Что-то Геракл меня более не вдохновляет. То ли дело - Орфей! :)


О, Антон:)) А я еще очень про Ясона люблю и аргонавтов.


Аргонавты - та еще компашка, как они там вместе уживались, ума не приложу (уже и не помню). А про Орфея как раз говорится: "Орфей же вначале не понравился своим товарищам. Он был слишком нежен, слишком красив, слишком похож на переодетую девушку" :)


:))) Это одна из причин, по которым Орфей мне так нравится:) Люблю женственных ( в меру, конечно) мужчин.

Ну а каким еще он мог быть? Красивый, человек искусства, нежный, все дела, еще и ученики у него были разные:)) Это же не брутальный Геракл.


Неженка, в общем, или, как кричал капитан футбольной команды, в которой я играл: "Балетмейстер!" (если кто играл недостаточно жестко). А про Геракла как раз вспоминается другая цитата - из "Подвигов Геракла" Агаты Кристи:

Эркюль Пуаро с головой окунулся в бурное море античных штудий о «Геракле, знаменитом герое, причисленном после смерти к сонму богов». Плаванье вышло очень утомительным. Несколько часов не вставал Пуаро из-за стола, делая пометки, морща лоб, заглядывая в разные издания и листочки мисс Лемон. Наконец он откинулся на спинку кресла и покачал головой. Вчерашнего радужного настроения как не бывало. Ну и народ!
Взять хоть этого Геракла — ничего себе герой! Здоровенный детина недалекого ума с преступными наклонностями! Пуаро он напоминал некоего Альфреда Дюрана, мясника, осужденного в 1895 году в Лионе за убийство нескольких детей — тот тоже отличался бычьей силой. Тогда защита была построена на том, что подсудимый страдал эпилепсией. В этом-то сомневаться не приходилось, многодневный спор шел о ее форме, haut mal (тяжелая форма) или petit mal (легкая форма). Геракл, тот, похоже, страдал тяжелой формой. Нет, покачал головой Пуаро, может быть, у древних греков подобные типы и считались героями, но в современном обществе это не пройдет. Говоря откровенно, античная культура его шокировала. У всех этих богов и богинь кличек было, как у нынешних преступников, да и сами они весьма смахивали на уголовников.


:)


Эх, Пуаро, Пуаро:) А ведь этот роман- один из моих любимых у Кристи.


А я только недавно прочел, мне больше всего про стимфалийских птиц история понравилась:)


Только увидел название твоей истории, и сразу вспомнилось именно это стихотворение Цветаевой)
Ты же знаешь, что она в письме Пастернаку говорила о том, что Эвридика в некотором смысле сама виновата в том, что Орфей обернулся. Мол, было в ней ещё нечто земное, евино, никий мысок сердца, что отозвалось на своё имя, что в неком земном нетерпении сердца, поторапливало Орфея - скорей, скорей!
Но твой апокриф этого мифа мне более чем нравится. Очень вкусно получилось)
Про путеводную звезду, особенно понравилось. В некотором смысле, Орфей - это прообраз Данте, блуждающего по ... сколько там струн было у Орфея? - по 9 кругам ада в поисках своей Беатриче в аду. Это как начало и конец поэтики о Беатриче - была в аду, коснулась хаоса, инфернальности жизни,оперевшись на них, и выстрадала рай, распрямилась к небу. Тут некий образ рефлексии жизни, с нисхождением Орфея в тёмное бессознательное своей души, желая посмотреть на неё такой, какая она есть, дабы она стала такой, какой и должна стать - прекрасной, небесной.
Не думала, что в такой Эвридике есть нечто от Лилит, в ком сладко слился ад и рай, не дающей Орфею замкнуться всецело на земном?


Спасибо за разбор истории:) Было ли в Эвридике что-то Евино? Почему нет? Она же все-таки земная женщина была изначально.
У меня не то чтобы апокриф, по сути я даже не слишком много своих мыслей привнесла, а основывалась на том, что на днях прочла на эту тему. Просто мне показалась очень вдохновляющей концепция, которую я описала:)

Про путеводную звезду, особенно понравилось. В некотором смысле, Орфей - это прообраз Данте, блуждающего по ... сколько там струн было у Орфея? - по 9 кругам ада в поисках своей Беатриче в аду. Это как начало и конец поэтики о Беатриче - была в аду, коснулась хаоса, инфернальности жизни,оперевшись на них, и выстрадала рай, распрямилась к небу. Тут некий образ рефлексии жизни, с нисхождением Орфея в тёмное бессознательное своей души, желая посмотреть на неё такой, какая она есть, дабы она стала такой, какой и должна стать - прекрасной, небесной.

Потрясающе написал, очень красиво:) Ты прав абсолютно. Мы видим развитие как Орфея, так и Эвридики через вот это их вынужденное расставание.

Не думала, что в такой Эвридике есть нечто от Лилит, в ком сладко слился ад и рай, не дающей Орфею замкнуться всецело на земном?

Вполне может быть:) Интересный миф, люблю такие, которые допускают множество трактовок. Скажи, какой твой любимый?


Ну разумеется в ней было "Евино", другое дело, что это "Евино" не угасло полностью в аду.
Штука в том, ( хм... чей это тон?)), что если бы она утратила в себе всё земное, то она бы и не пошла за Орфеем. А может, Орфей оглянулся... а там никого нет))
Ох, значит ты опять пользовалась "шпаргалками"? А я думал, что это целиком твоя теория. Но, думаю, что "оформила" ты эти мысли лучше чем в "шпаргалке". Вложила частичку себя.

Мы видим развитие как Орфея, так и Эвридики через вот это их вынужденное расставание.

Звучит подозрительно знакомо)
Да этот миф и любимый) У меня частенько в историях мелькают эти имена. А так, я тебе уже писал, что нравится ещё Медуза и Эндимион.
А так, много есть мифов, особенно их обыгрыш в искусстве, которые просто завораживают.


Да, увы я иногда пользуюсь "шпаргалками", хотя ради справедливости надо заметить, что и моих собственных мыслей в моих сочинениях достаточно. Быть может, даже более, чем следовало бы.

Этот миф в плане расставания и развития нам действительно хорошо понятен:))


Да я имел в виду совсем иное) А так, и Пушкина можно уличить в байронических шпаргалках)
Нет, это нужно иметь талант и почву, богатство души, чтобы некая мысль и образ из книги, канув в неё зёрнышком, выросло в новое дерево.

))


А вот кино про Орфея :)
Продолжительность 30 минут, доступно по приведённой ссылке в течение нескольких дней :)


Спасибо:) Я смотрю вы тоже интересовались темой Орфея.


Информация ходит кластерами: вы написали про Орфея, и канал "Культура" сразу показал фильм :)