Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

13 сентября 2017 г. 12:06

310

5 Трагический сплав Востока и Запада

История султана Джема – одна из самых загадочных, горьких и невероятно запутанных страниц истории Запада и его взаимоотношений с Востоком. Это история, развернувшаяся в конце 15 века, так накалила борьбу за выбор, который вынуждены были делать в этот период разные государства и сообщества, могущественные и не очень, а также индивидуальный выбор, который делали множество разных людей, и великих мира сего, и самых простых, чьи имена затерялись в веках, что, может быть, отголоски того выбора слышны в последующих столетиях вплоть до нашего.

Болгарская писательница, учёный – историк Вера Мутафчиева в своей книге скрупулёзно и увлекательно описывает историю султана Джема на протяжении 15-летнего периода, историю, которая началась с возгорания молодых надежд и порывов, а закончилась полным низвержением духа. Но это история не только личной трагедии загадочного восточного принца, это серьёзное исследование в художественной форме и оценка давних событий Истории, рассмотрение их с различных точек зрения.

Джем был младшим сыном султана Османской империи Мехмеда Завоевателя, под чьими саблями в 1453 году пал Константинополь. Его победоносные войска продолжали расширять империю и в раннее майское утро 1481 года готовы были выступить в новый поход, тайна этого похода так и осталась тайной, так как в ту достопамятную ночь Мехмед-хан внезапно умер. По закону ему наследовал старший сын Баязид, младшего же сына Джема ждала незавидная судьба, а скорее всего смерть. Но Джема готовы были поддержать многие войска и части многонациональной империи, к тому же была юридическая закавыка, оставшаяся от поглощённой Османами Византии – Джем был первым сыном Мехмеда, рождённым во времена его правления, Баязид же родился до того, как Мехмед стал султаном. И Джем вовлёкся в борьбу либо позволил вовлечь себя в борьбу, так или иначе, он неминуемо стал точкой опоры в политической борьбе и судьбах отдельных людей.

Джем был молод, красив, силён, ловок, романтичен, восхищался персидской поэзией, сам был поэтом и окружил себя поэтами.
Высокий, белокожий, стройный, золотоволосый, сын сербской княгини, принц-поэт, стал легендой и символом, не принадлежащим самому себе, он был турком среди христиан, и чужеродным среди турков.

На протяжении полутора десятилетий султан Джем быстро превратился в центр перипетий европейской и восточной политики, в которую были вовлечены множество сил, в том числе самых влиятельных, это и Папство (в лице Александра Борджиа и двух его предшественников – Сикста и Иннокентия), французский король и другие европейские могущественные монархи и герцоги, итальянские города-государства, таинственная и скрытная Венеция, клан Медичи, рыцарский Орден Иоаннитов, укрепившийся тогда на Родосе, а впоследствии получивший известность как Мальтийский Орден, и конечно, Восточный мир.

Султан Джем, этот трагический изгнанник, стал разменной монетой, куклой, вывеской в руках властителей Запада. Из кумира войска и надежды народа он превратился в товар, который многие рады были заполучить в собственность. Джем перестал быть личностью, это всего лишь символ, воплощенная точка соприкосновения Востока и Запада. В этом состоит бездонная личная его трагедия. Принц-поэт годами противился неизбежному превращению из человека в ничто. Джем отважно боролся до определённого момента, но силы, давившие на него с разных сторон, неизбежно и последовательно выбивали одну за другой его точки опоры, растворяли его дух, а подпитываться ему было не откуда, самая важная связь человека – связь с его родиной – была безжалостно оборвана. Долгие годы принц - изгнанник неуклонно шёл по пути низвержения духа, по пути от светлых надежд к полному закрытию от мира, к самому чёрному отчаянию и отречению от себя. Низвергнутый дух, отрешённый от постыдной суеты мира, предоставивший миру проживать свою жизнь, Джем стал жертвой, стал живым и мёртвым укором этому жестокосердному миру, и западному, и восточному.

Политическая борьба, разворачивавшаяся вокруг султана Джема, неуклонно превращалась в трагифарс, где переплетались торги и предательства. Главный выбор, который сделал Запад в истории султана Джема – это предательство Западом балканских стран, южно-славянских народов. Запад, лицемерно провозглашая новый крестовый поход против мусульман, на самом деле втихую радовался падению Византии, их конкурента, их альтернативы. История Джема стала точкой невозврата в гибели Византии, а также показала, что нет такой цены, которая не была бы брошена не только за историческое развитие, но и за неразвитие народов. Усилия Запада задержать развитие европейского востока совершенно определённо проявились ещё более 500 лет назад, во времена, когда жил трагически романтичный, никем непонятый, ничей, ставший жертвой и восточного, и западного мира, живущий в туманных облаках, султан Джем.