Больше рецензий

15 декабря 2010 г. 19:46

254

4

Гольфстрим остановился, теперь никому никогда не доплыть до останков Острова Погибших Кораблей. Остаётся только читать роман Беляева и представлять себе прогнившие остовы старинных кораблей, опутанные водорослями.

Именно с Беляева у многих советских (а теперь у российских) подростков начиналась любовь к фантастике. Сюжеты одновременно причудливы и просты, повести не слишком длинные, а соотношение "научного" и "фантастического" в идеальной пропорции, что и враками не кажется, и в сон от объяснений не клонит.

Пусть сейчас и немногие проникаются романтикой моря, но "Остров погибших кораблей" долго ещё не потеряет своей популярности. С первых страниц — яркая визуализация происходящего: белые яхты в порту, прозрачная вода, разноцветные рыбы. Попутно — небольшой экскурс во флору и фауну. Сразу вспоминается, как Эко описывал произведения Сальгари: "И вот бегут-бегут они по лесу от толпы разъярённых индейцев, напряжённый момент, герой спотыкается о какой-то корешок растения, индейцы приближаются... И начинается погружение в описание ботанических свойств растения, о которое споткнулся герой". Здесь, разумеется, до этого не доходит, хотя просто диву даёшься, как за время одного только разговора с биологом мимо умудряется проплыть сразу всё население океана.

В начале романа перед нами три классически обрисованных героя: дама из высшего света, коварный преступник-обольститель и талантливый сыщик. Однако они попадают в катастрофу, которая изумительным образом выворачивает их характеры наизнанку. Коварный преступник оказывается благородным молодым человеком, сыщик — корыстолюбивым трусом, а дама, которая в начале показалась жеманной и пресыщенной, демонстрирует чудеса здравомыслия и выдержки. Правда, сыщик всё же неплохой, особенно ближе к концу романа, просто слабовольный человек. Как он тонул с этим золотом, но от жадности не выпускал его из рук... Хотя всё же не это самая любимая моя сцена. Сильно впечатлил момент, когда, дрейфуя на полузатонувшем корабле, в сумерках эта троица увидела человека, который улыбался и махал им рукой, а потом при свете оказалось, что это ветхий скелет, привязанный к мачте. Ну и, конечно, понравилось то, как музыка Бетховена вернула одичавшего сумасшедшего человека к нормальной жизни.

А ещё потрясающе выписаны сцена борьбы за власть на острове. Есть негодяй Слейтон, грубый и сильный, который подчинил себе всех на острове грубой физической силой, напором и наглостью. А есть противоборствующий ему Флорес, который не обладает распространяющейся вокруг него аурой животной силы и власти, но зато неплохо разбирается в психологии, поэтому подкупает своих соперников дорогими вещами, хорошей едой, положением в обществе и приятным обращением. Победа всё же остаётся за вторым, пряник побеждает кнут.

Хороший роман, обязательно своим племяшам подсуну почитать.