Больше рецензий

elen__v

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 марта 2017 г. 15:37

100

3.5 На что мы растрачиваем свою жизнь? И какую цену готовы заплатить за сомнительные удовольствия?

Данный роман не из легких, вот совсем не из легких. Маленький объем и захватывающая аннотация ввели меня в заблуждение. На деле же эта книга оказалась неким кладезем философских мыслей, иначе говоря, философским этюдом.

Отдохнуть с этим произведением, расслабиться, насладиться легкой прозой и звучным слогом – вот вообще не про этот роман. Язык Бальзака тягуч и тяжел. Учитывая мою любовь к классике, казалось, что меня уже трудно удивить неподатливостью слога и тяжестью прозы. Но, нет, Бальзак с этой задачей успешно справился. Роман мал в объеме, но увесист в содержании: буквально в каждом абзаце есть определенная философская мысль. Поэтому «Шагреневую кожу» мне пришлось препарировать относительно медленно, переваривать каждую фразу и поступок героя, проецировать на себя и на современный мир, сравнивать, анализировать и тому подобные глаголы.

В начале романа буквально приходилось пробираться через все хитроумные высказывания, термины и проч. Поэтому, признаюсь, возникали мысли отложить это произведение до лучших времен. Но преодолев несколько десятков страниц, меня затянуло, и все нападки окупились с лихвой. Одним словом, роман безусловно стоит прочтения!

Несмотря на всю глубину и чрезвычайную смысловую нагрузку, фантастическая составляющая этой истории играет произведению руку. Интересно было следить, как видоизменяется лоскут ослиной кожи и как безрезультатно борется с ним весь ученый свет Франции.

Что касается героев «Шагреневой кожи», то это не те полноценные персонажи, которые вот-вот готовы сойти к тебе со страниц книги, или с которыми ты будешь жить на протяжении всего повествования. Нет! Бальзаковские герои – это образы, некие собирательные, обобщенные (может быть где-то идеализированные) образы, рассказывающие на своем примере, как нужно жить, что нужно ценить в жизни, и какая чаша весов должна перевешивать: моральная или материальная.

Бальзак безжалостно сталкивает молодого человека со своим временем, с современным ему французским обществом, кишащим пороками.

«Разумеется, я был слишком наивен для того искусственного общества, где люди живут напоказ, выражают свои мысли условными фразами или же словами, продиктованными модой.»

– признается нам главный герой. И мне его действительно жаль. Рафаэль оказывается в нелегкой жизненной ситуации и, не рассчитав свои силы, вместо прыжка с моста в грязную Сену, он прыгает в блестящий мир роскоши, пучину разврата и похоти, где все материальное главенствует над моральной составляющей. А на деле намного ли вторая альтернатива оказалась привлекательнее первой?

— Для миллионеров нет ни эшафота, ни палачей!
— Да, — отозвался Рафаэль, —они сами себе палачи!

И, к сожалению, Рафаэль сам оказался своим палачом.

P. S. Эх, Рафаэль, Рафаэль, раз шагрень безукоризненно исполняла все твои желания, то отчего бы и не пожелать прекращения её уменьшения и соответственно своего долголетия? Хотя это уже совсем другая история.

P. P. S. Книга прочитана в рамках игры "Борцы с долгостроем".