Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 декабря 2016 г. 18:18

635

4

Слово «Реквием» в названии навевало мысли о том, что все они умрут: может быть, и не все в Конго, но уж точно из-за него. Но это оказалось не так, и долгая, полная страха, ненависти и подлости история, тянущаяся через всю жизнь и даже через смерть была далека от торжественной созерцательности «Requiem aeternam dona eis, Domine».

В этой книге каждый член семьи Морван, уже знакомой читателям по «Лонтано», сначала ведёт своё собственное расследование, а потом и свой собственный «последний и решительный бой»: сам Грегуар в Конго, его младший сын Лоик и бывшая невестка София – во Флоренции, их enfant terrible Гаэль – в Париже, а старший сын Эрван – всегда и везде, куда бы не закинули его поиски правды о себе и своём отце. И каждый борется со своими собственными непрестанно взвинчивающими их внутренними ветряными мельницами. Все их авантюры и расследования, как реки, стекаются в общее сюжетное море, которое становится то более, то менее волнующимся для читателя. Когда тебе начинает казаться, что ты всё понял, обо всём догадался и близок к раскрытию семейных тайн Морванов, Ж.-К. Гранже, как всегда, неутомимо и мастерски перекручивает сюжет, добавляя в постепенно иссякающие историко-биографические линии всё новые витки, каждый из которых отягощает поведение и меняет мотивацию героев. И море меняет цвет.

Здесь нет положительных персонажей, все они далеко не ангелы и более чем отвязно существуют на границе добра и зла, считая её относительной или, по крайней мере, прогибающейся под их представления и нужды. Они всё время действуют поверх моральных ограничений и гуманистических барьеров. Каждый по-своему маргинален и даже инфернален, каждый позволяет себе намного больше свободы и воли, чем другие, и не останавливается ни перед чем, ни у какой черты, даже у проведённой своей собственной рукой.

Ж.-К. Гранже не без мазохистского удовольствия показывает и ангелов, и бесов, гнездящихся внутри каждого героя: Грегуар убивает мальчишку-носильщика и через несколько страниц, рискуя жизнью, лезет в шахту, спасая другого; Гаэль недрогнувшей рукой стреляет в конголезского негодяя, которого считает виновником смерти отца; Лоик, движимый идеей спасения брата, без тени сомнений открывает все шлюзы для своего пробудившегося от спячки мортидо. Но в этой вакханалии, как ни странно, никого не жаль: читая, ты не становишься ни на одну из сторон, зависая в почти безвоздушном пространстве их субъективно трактуемой справедливости и жажды возмездия. Если ещё понять их как-то можно пытаться, то разделить с ними их цели и средства их достижения практически невозможно. В такой упертой внутренней войне, какую они ведут, кто-то должен иметь добрую волю и первым остановиться. Но у них у всех расторможены агрессивные инстинкты, и все они unstoppable не только today, но и permanently: ненавидимый ими, но генеалогически неистребимый пепел Грегуара Морвана стучит им в грудь.

Как, в общем, всегда бывает у Ж-К. Гранже, книга очень навороченная, внутренне брутальная и одновременно депрессивная – каждый штрих в ней как саднящий бритвенный разрез на коже, которому никак не дают зажить. В ней есть даже некая собственная философия, поэтому читать интересно, но в то же время нервно: «Реквием» целенаправленно взвинчивает адреналин, поэтому, как и всё остальное с фирменным знаком «Jean-Christophe Grangé», он очень на любителя.