Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

6 июля 2016 г. 10:17

900

4.5

Ты всегда таинственный и новый,
Я тебе послушней с каждым днем.
Но любовь твоя, о друг суровый,
Испытание железом и огнем.

Запрещаешь петь и улыбаться,
А молиться запретил давно.
Только б мне с тобою не расстаться,
Остальное все равно!

Так, земле и небесам чужая,
Я живу и больше не пою,
Словно ты у ада и у рая
Отнял душу вольную мою.

Анна Ахматова

История Йоханнеса и Корделии – это история превращения обольщения в искусство и получения наслаждения ценой длительного ожидания и ювелирного труда. Подход весьма непопулярный в наше время, если и вовсе не невозможный. Оттого «Дневник обольстителя» становится еще более привлекательным, словно бесценная картина в музее, на которой запечатлено нечто странное, прекрасное и манящее, но абсолютно недоступное в современном мире.

За витиеватыми рассуждениями главного героя этой книги можно легко разглядеть немало жестокого и циничного, но есть в них и истинная, подлинная жажда любви. Трепетное, внимательное и очень серьезное отношение к своей возлюбленной многое говорит о самом обольстителе. Йоханнес относится к Корделии как творец, который сначала хочет сделать ее идеальной, а уже потом заполучить ее тело и душу. Этот подход в корне отличается от отношения к данному вопросу де Сада или того же Казановы, для которых сам факт соблазнения юной красивой девушки уже был достаточно удовлетворительной целью. Йоханнес же не готов довольствоваться малым. Он, словно садовник, сам взращивает плод наслаждений, чтобы потом ( именно в нужный момент) сорвать его и получить удовлетворение в полной мере. В таком подходе есть много от отцовского отношения, это позиция не только и не столько соблазнителя, сколько создателя и наставника, который творит исключительно для собственного удовольствия.

На момент их знакомства Корделия была во многом привлекательной девушкой: красивой, желанной, невинной, но при всем при этом, такой пустой и обыденной. Она, словно героиня типичных любовных романов, была лишена чего-то более важного и ценного, чем невинность или красота. Особенность Йоханнеса была в том, что он жаждал взрастить в ее уме и душе нечто большее. И вполне успешно достиг своей цели. По сути, весь дневник именно об этом. Йоханнес ужасно долго тянет время, так долго, что его собственное желание почти гаснет, но он сознательно распаляет в себе интерес к Корделии ( и это тоже является характерным признаком процесса обольщения в этом произведении). Подход главного героя очень серьезный, он напрочь лишен легкости и беспечности Казановы или импульсивности де Сада. Это почти математическая система. Йоханнес постоянно рассуждает об особенностях женской психологии, о процессе наслаждения любовью, о сексуальности не только в физическом, но и в духовном и психологическом смыслах. Он крайне терпелив и сосредоточен, очень умен, во многом жесток, практичен, но не лишен своеобразной романтики. Его подход - это подход ценителя, опытного сладострастца, а не просто любителя лишать невинности юных дев.

Что привлекает Йоханнеса в Корделии? Конечно, молодость и красота, с этим не поспоришь. Но также неопытность и некоторая интеллектуальная пустота, которую можно заполнить. А еще ее невинность, эта обольстительная чистота, делающая объект желания действительно ценным, ибо только такая девушка (по мнению героя) достойна того, чтобы вообще тратить на нее время. На уже потерявших невинность женщин он смотрит совсем иначе. Они для него просто предметы, которые можно и нужно использовать для утоления сексуального голода, при этом, совершенно не задумываясь о личности этих женщин, их чувствах и тому подобных вещах.

Корделия вовсе не глупа, но недостаток жизненного опыта и знаний о людях заставляет ее трепетно и с большим интересом внимать наставлениям Йоханнеса. Тем не менее, ее нельзя назвать жертвой, потому что ей самой эти отношения приносят не меньшее удовольствие, чем ее обольстителю. Эта девушка должна быть благодарна Йоханнесу и за то счастье любви и наслаждения, которое он ей подарил, и за тот бесценный опыт, который она получила, когда он ее оставил. Йоханнес сделал из нее настоящую женщину: умную, сильную, тонко чувствующую и понимающую ценность любви и секса в любви. Корделия, словно Ева, должна была сорвать плод с древа познания, чтобы затем стать плодом наслаждения для Йоханнеса, который вовсе не является Адамом в этой истории.

Страдания Корделии еще увеличиваются сознанием, что это он пробудил в ней тысячеголосое размышление, развил ее эстетически настолько, что она уже не может больше прислушиваться к одному только голосу, но слышит их все сразу, и они наполняют ее слух, звучат в нем самыми разнообразными тонами и переливами и заполняют ее душу. Вспоминая об этом, она забывает весь его грех и вину, она помнит лишь одни прекрасные мгновения, она упоена этими воспоминаниями

Так для чего же все это было нужно? Жизнь так пуста и бесцветна и банальна, что способ Йоханнеса проводить время с пользой вполне заслуживает уважения. И как только его цель преобразить Корделию и соблазнить ее, достигнута, он покидает свою «возлюбленную». На самом деле, это очень честный поступок. Хотя, в глазах брошенной девушки он и выглядит весьма жестоким. Здесь никого нельзя обвинять. Каждый получил что-то ценное и важное от этих отношений. Корделия- возможность впервые вкусить плод любви с по-настоящему интересным и внимательным к ней мужчиной, а также возможность преобразиться в интеллектуальном и духовном смыслах, а Йоханнес - ни с чем не сравнимое удовольствие заполучить подлинно прекрасную (теперь уже по всех отношениях) девушку.

Является ли «Дневник обольстителя» эротичным? Бесспорно. Но, при этом, в нем нет ни капли пошлости. Эта книга не для любителей пикантных деталей и уж точно не для незадачливых глупеньких мальчиков, мечтающих научиться соблазнять девушек. Эта книга для ценителей любви как искусства, способного наполнить душу светом и придать подлинную ценность такому простому, банальному и пошлому действию, как секс . Вполне сдержанная, но меж тем, весьма откровенная (между строк), она привлекательна своей простотой и искренностью.

картинка Beatrice_Belial
Рисунок Christian Schloe

Комментарии


Интересно, что написала бы Зинаида Гиппиус, если бы среди пары дюжин её воздыхателей нашёлся бы такой "воспитатель"? Подозреваю, что она бы его очень скоро послала куда подальше :))) Специально позвала бы на свидание, чтобы сказать, что больше его не хочет видеть никогда, и вернула бы нераспечатанное письмо с засохшим ландышем внутри :)))


Такой воздыхатель, как Йоханнес, мне кажется, никогда не заинтересовался бы женщиной типа Гиппиус, во-первых, потому что такие женщины- огромная редкость (еще надо было бы поискать), а во-вторых, там воспитывать нечего, все уже само воспиталось и готово воспитывать других ( с большим удовольствием).