Больше рецензий

carbonid1

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 мая 2016 г. 22:21

873

С Блоком меня связало одно из лучших утр 2015 года. Был ноябрь, я топал на работу и начал почти случайно слушать аудиостихи из ВК. Блок прогремел разными голосами свои шедевры один за другим и это была любовь с первого звука. Спустя полгода я здесь. (Блин, мне кажется, что десять лет уже позади)

Итак, книга. Неожиданно среди серии ЖЗЛ затерялся учебник для филологов, потому что здесь не биография человека, а его творчество, разобранное в деталях. Мне понравилось, хотя книга не для «вечерок скоротать» - толстая, очень «нудная», бессюжетная, хотя и стройно написанная, с кучей филологических словечек, которых я по дороге успел нахвататься. В тексте идет подробный разбор становления Блока как писателя, вех творчества, событий связанных непосредственно с ними. Медленно раскрываются отношения Блока с женой Любовью Дмитриевной (центральное место), с любовницами, любвями (вот же дивно звучащее словечко русское), проститутками (ну, такие отношения тоже требуют упоминания), о связях его жены с другими мужчинами, творческие и дружеские отношения с писателями символистами Брюсовым, Белым (первого превзошел, со вторым был близким другом, пока не разошелся во взглядах + жена), отношение с молодыми (для 1910-х гг.) направлениями акмеизмом и футуризмом (А – не принял, Ф – чуть теплей), Ахматова (взаимные стихи), Цветаева (стихи Блоку), Пастернак (личное знакомство), Мандельштам, Маяковский. Особенной, уже житейской, а не творческой, мрачностью выделяется советский период 1917-1921 гг. Бог ты мой, я это все прочел и немного запомнил. Гуглить пришлось много, но теперь про русскую поэзию пер. пол. ХХ века уже могу кое-что сказать. Кстати, без этих всех «отношений» почувствовать, понять стихи Блока будет невозможно(?).

Стиль. Странный стиль, да, но меня порадовал. Братишка Фрейд, андрогин (муж+жен), там и сям ямбы и хореи, дотошные разборы стихов, символов, вариаций-комбинаций, современных теорий и холливаров, как уже упоминал выше, поэтическая (еще театральная) жизнь империи первых двух десятков ХХ века. Если ты нечаянно забредший сюда школьник, то я гарантирую – прочти анализ хотя бы одного стиха из книги и училка завтра будет в ударе.

Вообще, книга получилась некоторым эмоциональным отпечатком автора. Первое это кншн осмысление, трактовка стихов, она никак не может быть абсолютной и последней. Второе – через слова, мысли чувствуется личное отношение к некоторым персонажам. Здесь же рядом негативное отношение к советщине. Но посмотрев на биографию Блока, Мандельштама, Пастернака, Цветаевой, Гумилева, Хвылевого, Курбаса, Ялового, Кулиша, Чеховского, Филиповича, Полищука, Пидмогильного, Слисаренка, Козориса, Вороного, Ирчана, Эпика, Косынки, Драй-Хмары, Зерова, Коцюбы, Седляра, Плужника, Семенка, Свидзинского, Йогансена, Фальковского, Досвитнего, Влызька, Шкурупия, Бузька, Ярошенка, Вражливого, Пилипенка, Буревого, Микитенка, Капельгородского, Бобинского, Загула, Соколовского, Чечвянского, Вухналя, Тася, Бойчука, Падалка и многих-многих других – автора можно понять. Можно и нет. Дело вкуса. Именно здесь, в биографии творчества поэта авторская личность не мешает, как мне кажется. Снова-таки дело вкуса. В истории же я этого не люблю.

Скажем «НЕТ» легкому чтению фактологической базы. «ДА» серьезному филологическому анализу, сделанному на совесть, хотя и с долей субъективности.

Ну а сам Блок места в рецензии еще должен подождать…